Михаил Романов: ИТ-рынок выйдет из кризиса повзрослевшим
Экономический кризис требует от управленцев новых подходов к формированию средне- и долгосрочных ИТ-стратегий. Как выжить в неблагоприятной экономической обстановке, какие меры следует предпринять для сохранения своей компании и кто переживет кризис с наименьшими потерями, CNews рассказал Михаил Романов, президент компании GMCS.CNews: Можно ли говорить о том, что понятие "кризисной автоматизации" выйдет в ближайшем будущем на первый план? Какие решения помогут компаниям достичь максимальной эффективности?
Михаил Романов: Кризисная автоматизация – многогранный процесс. Негативные изменения на рынке ставят перед компанией определенные задачи, а кризисная автоматизация должна помогать правильно их решать. При этом каждое предприятие будет понимать и оценивать эти задачи по-своему с точки зрения достижения максимальной эффективности при минимальных затратах. Для одних это повышение прозрачности бизнес-процессов или учета, для других – оптимизация расходов, а для третьих – правильный расчет себестоимости и оптимизация складских остатков. В то же время понятие эффективности во многом зависит и от сферы деятельности, и от этапа развития предприятия. И сейчас руководителю компании, как никогда, важно нацелить ресурсы именно в ту область, которая поможет предприятию достичь максимальной отдачи.
CNews: Не изменят ли компании-заказчики критерии выбора интегратора?
Михаил Романов: И заказчику, и интегратору необходимо понять, что они преследуют общие цели. Клиент участвует с большим вовлечением ресурсов в любом процессе автоматизации своего бизнеса. Вполне очевидно, что если компания нацелена на результат, то и в кризис она будет стремиться ориентироваться на него же. К выбору подрядчика на крупные проекты компании подходят с определенным комплексным критерием, который складывается из опыта работы ИТ-компании в данном секторе и с данным приложением, эффективности внедренных компанией проектов, наличия у компании профессиональной команды, грамотного менеджмента проекта, из нацеленности на достижение результата и жестких финансовых требований. К этим критериям добавится, пожалуй, еще один – финансовая стабильность и надежность интегратора. Заказчик должен быть уверен в том, что начиная проект с одним подрядчиком, он с ним его и закончит, что у интегратора в условиях финансовой нестабильности будет достаточно ресурсов для успешного завершения проекта.
CNews: GMCS - мультивендорная компания. Станет ли это преимуществом в кризисной ситуации?
Михаил Романов: Мультивендорность была, остается и будет одним из наших основных конкурентных преимуществ. К тому же, мы не просто мультивендорная компания, а предприятие, которое правильно позиционирует тот или иной продукт с точки зрения ноу-хау, которое мы имеем в той или иной индустрии. Мы называем это матричным подходом. С одной стороны, определенные продуктовые вендоры имеют собственные решения для различных отраслей. С другой, мы, приходя в определенную индустрию, аккумулируем большое количество собственных наработок, таким образом, усиливая эти решения. В результате мы предлагаем заказчику оптимальное решение для реализации той или иной бизнес-цели в его отрасли. И это безусловное конкурентное преимущество, полезное не только для наших клиентов, но и для вендоров, с которыми мы работаем.
CNews: Можете ли вы уже оценить деятельность своей компании по итогам года? Какие проекты реализованы, а какие будут продолжены?
Михаил Романов: Этот год для нас был хорошим с финансовой точки зрения. Мы реализовали множество комплексных проектов. Я бы отметил старт проекта внедрения системы управления ресурсами в Х5 Retail Group. Получил серьезное развитие проект для корпорации ТВЭЛ. Мы завершили внедрение информационной системы управления нового завода Группы ГАЗ по выпуску автомобиля Volga Siber. Закончен проект создания автоматизированной системы управления корпоративными финансами "Нарьянмарнефтегаз", совместном предприятии "Лукойла" и ConocoPhillips. В оперативные сроки внедрена автоматизированная система управления предприятием в ОГК-4. Завершены или подходят к концу ряд проектов в телекоме.
CNews: Вы много лет проработали в ИТ-компаниях на Западе и в Европе. Чем, на ваш взгляд, отличаются западный и российский ИТ-рынок? Как скажется экономический кризис на развитии ИТ-отрасли в России и за рубежом?
Михаил Романов: Главное различие между нашим и западным рынками заключается в зрелости бизнеса с точки зрения ИТ и умении западных компаний правильно ставить бизнес-цели, верно формулировать необходимость в том или ином проекте. Мы немного отстаем в соотношении размеров и сложности бизнеса с уровнем его автоматизации. Есть различия и в вовлеченности ИТ-департаментов в текущие проекты. Сейчас на Западе ИТ-подразделения компаний-заказчиков чаще, чем у нас, сами выступают исполнителями проектов, прибегая к помощи фрилансеров и аккумулируя внутренние ресурсы. Другое существенное различие – это наличие квалифицированных кадров, но понимая возраст нашего ИТ рынка – это тоже достаточно закономерно.
Михаил Романов: ИТ-сектор и бизнес выйдут из этого кризиса более тесно сплетенными
Кризис застал нас и Запад на разных этапах развития. У нас сокращение темпов роста ИТ будет чуть более ощутимым, чем за рубежом – ведь рынок там сформировался давно, проникновение ИТ в бизнес серьезнее и изначальные темпы роста ниже. Запад всегда был более консервативен, особенно в последние годы.
В любом случае, я уверен, что из кризиса наш ИТ-рынок выйдет повзрослевшим. Станет более четкой увязка между бизнес- и ИТ-целями предприятия. Возможно, кризис и станет тем толчком, в результате которого различие в развитии между западным и отечественным ИТ-рынком существенно сократится.