Первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов предлагает использовать в развитии информатизации в нашей стране опыт США. По словам чиновника, в России имеет смысл создать Федеральный совет CIO, а руководство новым органом управления доверить одному из вице-премьеров федерального правительства.
Как уверен заместитель Германа Грефа, новые приоритеты в развитии информатизации ведут к необходимости изменения программы «Электронная Россия», написанной еще в 2001 году. Одной из основных задач, на которых сконцентрируются усилия министерства в вопросе информатизации, станет создание Единой федеральной архитектуры (ЕФА), включающей в себя несколько моделей:
модель эффективности и производительности;
модель функций;
модель прикладных систем;
модель данных и потоков информации.
Под последней моделью подразумевается, прежде всего, развитие Объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР). По словам г-наШаронова, государство продолжает вкладывать огромные средства в создание разрозненных баз данных, но уровень их качества и возможности работы с ними оставляют желать много лучшего. В подтверждение данного тезиса, замминистра привел данные экспертов. Оказалось, что 95% ведомственных информационных ресурсов в нашей стране закрыты не только для доступа граждан и бизнеса, но и для других ведомств.
Первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов
Объединение усилий различных государственных служб по созданию общих информационных подсистем, по словам Андрея Шаронова, способно дать весьма заметный результат. Так, совместный проект ГТК, МНС и Минэкономразвития по отслеживанию товаров, пересекающих границу страны, согласно ожиданиям государства, способен сократить объем лже-экспорта на 20% и привести к экономии бюджета в размере 39 млрд. рублей.
Важная роль в создании Единой федеральной архитектуры, включающей ОГИР и ЭАР (электронные административные регламенты), отводится сообществу федеральных и региональных специалистов, управляющих информационными системами государственных ведомств. В терминологии Андрея Шаронова, эти люди должны именоваться в России по-западному Chief Information Officer (CIO). Эта аббревиатура, с подачи руководства, похоже, все сильнее укрепляется в умах новых проводников государственнойИКТ-стратегии. Предложения Андрея Короткова, первого заместителя министра связи, об использовании более близкого нам наименования «генеральный конструктор» подвергается Андреем Шароновым критике: в данном случае ключевыми показателями являются статус и полномочия должностного лица, занимающегося вопросами информатизации в регионе или ведомстве, и его технические знания являются вторичными, хотя и важными, считает представитель МЭРТ.
Первый заместитель министра связи РФ Андрей Коротков
Расходясь в подходах к терминологии, два замминистра сходятся сегодня в выборе методов развития информатизации. Страной-примером единогласно признаются США. Благо недостатка информации о развитии ИКТ в государственном управлении этой страны нет (стараниями американских ИТ-компаний заокеанский опыт информатизации госсектора доступен массовой аудитории через свободно распространяемые сборники).
Ссылаясь на США, господа Шаронов и Коротков предлагают создать в России Федеральный совет CIO, участники которого занимались бы вопросами методологии, координации и трансляции передового опыта. «Прямо сейчас говорить об этом рано, но в перспективе такой орган необходим, считает Андрей Шаронов, руководство Советом можно было бы доверить одному из вице-премьеров федерального правительства».
Между тем, складывается впечатление, что развитию информатизации в России мешает не только и не столько отсутствие Федерального совета CIO, сколько продолжающееся противостояние двух ведомств, которым поручено координировать развитие информационных технологий в стране. Нападки Минсвязи на МЭРТ происходят с завидной регулярностью: «Министерство финансов и МЭРТ имеют большие полномочия, но не имеют достаточных ресурсов для их реализации, заявил 24 октября на конференции „CIO-World. Госсектор“ Андрей Коротков. Кроме того, Минфин и МЭРТ не ограничены достаточной ответственностью за неэффективное расходование средств. Минсвязи же необходимых полномочий не имеет». Жаль, но, похоже, единственно значимой объединяющей министерства силой в вопросе выработки стратегии ИКТ и ее реализации в России до сих пор остаются потребности американскихИТ-корпораций.
Справедливости ради, следует отметить, что и при отсутствии единства ключевых ведомств, благодаря твердости исполнительной власти, принимаются правильные решения в стратегически важных вопросах. Так, очевидно, что в создании единой архитектуры ИТ в госсекторе страны не будет использоваться подход «единая инфраструктура единый поставщик». И это прекрасно. Ну, а как мы назовем Совет главных айтишников страны не так уж и важно.