Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Любовь Рыбакова: Кризис подтолкнул ритейлеров к BI-решениям

Кризис изменил динамику российского рынка ритейла. Спрос на те или иные ИТ-решения то рос, то, наоборот, падал. Обновились и предпочтения клиентов. О текущих интересах ритейлеров, их ожиданиях от ИТ и о том, как компании Borlas Retail удалось пройти этот год без потерь, CNews рассказала генеральный директор Borlas Retail Любовь Рыбакова.

В тех направлениях, которые не связаны с этими ограничениями, мы стремимся соответствовать современному уровню и предпринимаем все возможные усилия, предлагая рынку уникальные решения на базе мобильных устройств. Например, для ускорения работы с товаром: при приемке новых поступлений на склад или в магазин такое онлайн-решение позволяет одновременно нескольким сотрудникам принимать товар и вся информация сразу попадает в основную базу данных.

Или, например, есть интересное решение для мобильной маркировки товара непосредственно в торговом зале. Широко используются также мобильные решения для борьбы с очередями.


Любовь Рыбакова: Будущее автоматизации розницы – за мобильными решениями

Перспективы "мобилизации" ритейла зависят еще и от того, как скоро руководство розничных компаний станет оценивать эти инвестиции не как дополнительные расходы на "железо", а как высокоэффективное вложение средств в инновационные технологии ведения бизнеса, которое быстро окупится и начнет приносить ощутимую прибыль.

CNews: Какова сейчас ситуация на рынке производителей решений для ритейла? Раньше вы говорили, что и в кризис готовы развиваться активно.

Любовь Рыбакова: Я постоянно общаюсь с нашими партнерами и конкурентами и могу сказать, что неплохо себя чувствуют те ИТ-компании, в структуре продаж которых доля решений и услуг преобладает над оборудованием. Хотя поставки оборудования – важная часть автоматизации ритейла, сегодняшние "умные" машины требуют адекватных бизнес-процессов и помогают инициировать спрос и на дополнительные программные решения. Хороший пример – это мобильные технологии, о которых мы говорили выше.

Конечно, мы развиваемся, движемся дальше, несмотря на кризис. Такие наши решения, как кассовая программа PosX, программный комплекс управления торговым залом VPM и система управления розничным бизнесом TradeX, являются основой процесса торговли, от их корректной работы целиком зависит бизнес наших клиентов. Это значит, что мы не можем остановить развитие своих продуктов. Обновления, доработки, включение новой функциональности - для нас это непрерывный процесс. Есть еще один момент – потребность в новых бизнес-функциях развивается у клиентов поэтапно вместе с совершенствованием бизнес-процессов, и чтобы спрос не застал нас врасплох, мы должны действовать на опережение, предлагать более продвинутые разработки. Так что развитие для нашего бизнеса – процесс постоянный, безостановочный.

Кстати, мы внесли в Государственный Реестр ККТ новую модель контрольно-кассовой машины - SurePrint BK, созданную на основе новых технологий IBM, и теперь можем предложить ее клиентам.

CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, могут обеспечить розничным компаниям инновационный задел, дать конкурентное преимущество в ближайшем будущем?

Любовь Рыбакова: Мы уже говорили о BI-решениях и мобильных решениях. Аналитика очень важна. И, безусловно, будущее автоматизации розницы – за мобильными решениями, причем в комплексе с развитием современных средств обмена информацией и "облачных" технологий.

Существенное значение для получения конкурентного преимущества имеет индивидуальный подход к каждому клиенту. Для этих целей требуются заточенные под розницу CRM решения, а также всевозможные системы лояльности. Мы активно работаем и в этом направлении.


Любовь Рыбакова: Неплохо себя чувствуют те ИТ-компании, в структуре продаж которых доля решений и услуг преобладает над оборудованием

Также отмечу растущее число интеграционных проектов, когда торговая система тесно связывается с мощным ERP-решением. Это дает значительно более широкие возможности для управления бизнесом. Например, сейчас Borlas Retail вместе со своим стратегическим партнером – немецкой компанией DR.WEIGANDT – ведет большой интеграционный проект для нового западного универмага в России, который откроется в сентябре 2010 года.

CNews: Компания Borlas Retail – давний партнер Oracle, как вы оцениваете новую партнерскую программу этого вендора?

Любовь Рыбакова: Действительно, с декабря 2009 года в Oracle начала действовать новая партнерская программа OPN Specialized. Не буду вдаваться в детали, скажу только, что теперь программа дает возможность партнерам определить продуктовый фокус для развития своей специализации. Клиентам станет проще выбрать партнера, который будет разрабатывать, внедрять и поддерживать систему. Мы довольны нашим партнерством с Oracle и уверены, что новая партнерская программа только расширит наше сотрудничество.

CNews: Сейчас все большую популярность в России набирает подход к управлению с позиций BPM (Business Process Management). Вы также стали использовать его в своей работе. Что торговые компании хотят получить от BPM-проектов?

Любовь Рыбакова: Позвольте не согласиться с утверждением, что мы "также стали использовать" в своей работе BPM-подход. Если понимать задачу BPM как наращивание эффективности предприятия в целом за счет сквозного управления бизнес-процессами, то с самого начала нашего существования, еще девять лет тому назад, мы были ориентированы именно на эту цель.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В разработку нашего стратегического программного продукта для розничного бизнеса – систему TradeX – изначально была заложена концепция усовершенствованного управления бизнес-процессами на основе эталонных практик мирового ритейла. У нашей системы есть ряд функциональных преимуществ, которые до сих пор слабо используются клиентами вследствие отсутствия некоторых бизнес-процессов. В тоже время мы постоянно расширяем и улучшаем функциональность TradeX, что позволяет системе соответствовать как растущим запросам ритейлеров, так и техническим новшествам Microsoft.

Также принципиальным вопросом для согласованного управления является тесная взаимная интеграция наших систем. TradeX управляет товарооборотом, PosX – процессом продаж, а BI-решение – это следующий уровень управления бизнес-процессами, который позволяет увидеть, в каком направлении бизнес развивается стратегически.

А что касается текущего роста популярности BPM-подхода, то на наш взгляд это связано с тем, что розничная торговля все больше начинает соответствовать рыночным законам. В результате рост конкуренции заставляет владельцев искать пути повышения эффективности бизнеса.

Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что не все сферы операционной деятельности розничных сетей в одинаковой степени нуждаются в улучшении управления бизнес-процессами. Наиболее актуально это для сфер управления товародвижением и ценообразованием, управления скидками, управления взаимоотношениями с клиентами и анализа продаж. Именно улучшения в этих областях позволят ритейлерам в ближайшей и среднесрочной перспективе сохранить свою долю на рынке и продолжать динамично развиваться. Это и есть эффект, ожидаемый торговлей от ВРМ. Быстрота реагирования на ситуацию на рынке, на изменение спроса являются определяющими для успешного бизнеса в розничной торговле.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

В этих условиях наша задача – четко отслеживать потребности клиентов в улучшении бизнес-процессов и правильно выстраивать приоритеты разработки новой функциональности TradeX. И растущее число клиентов подтверждает правильность наших подходов к управлению бизнес-процессами.

CNews: На рынке говорят о том, что ваша компания успешно пережила кризис. Каких усилий это потребовало от компании и от вас лично?

Любовь Рыбакова: Действительно, компания Borlas Retail успешно пережила кризис. Мы не сократили ни одного сотрудника, не уменьшили зарплаты. Мы всегда вели и ведем бизнес эффективно.

Секретов тут нет. Во-первых, мы предугадываем тенденции развития ритейла. Предугадываем просто потому, что очень хорошо знаем эту отрасль, приходим к клиентам не просто "продать-внедрить", а прежде всего предложить те решения, которые принесут реальный эффект, а для этого надо изучить их бизнес. Наши сотрудники знают не только информационные технологии, но и технологии торговли, а это дорогого стоит. Хотя, помимо знаний и логических расчетов, в бизнесе важна и интуиция.

Во-вторых, с момента создания компании мы были ориентированы на долгосрочное сотрудничество с клиентами. За 9 лет нашей работы многие клиенты Borlas Retail выросли от одного магазина до сети из нескольких сотен торговых точек. Стратегия долгосрочного партнерства с клиентами обеспечила нам хороший рост и развитие в "докризисное время", позволила без особых сложностей пережить кризис и, я уверена, обеспечит успех в будущем.

Конечно, последний год был не самым легким в нашей жизни. По себе могу сказать, что потребовалось больше работы, больше усилий, больше внимания клиентам и коллегам. Но я не отделяю себя от коллектива – в кризис значительно возросла эмоциональная и рабочая нагрузка на всех нас. Стал интенсивнее и сложнее процесс продаж. Решения о старте ИТ-проектов начали прорабатываться клиентами значительно глубже. Для нас это была хорошая проверка. Мы убедились в том, что обладаем сбалансированным и эффективным портфелем продуктов, оптимальной структурой и, самое главное, отлично подобранной командой уникальных специалистов. Кризис подтвердил, что предыдущие 9 лет мы шли в правильном направлении.