Спецпроекты

Любовь Рыбакова: Кризис подтолкнул ритейлеров к BI-решениям

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения
Кризис изменил динамику российского рынка ритейла. Спрос на те или иные ИТ-решения то рос, то, наоборот, падал. Обновились и предпочтения клиентов. О текущих интересах ритейлеров, их ожиданиях от ИТ и о том, как компании Borlas Retail удалось пройти этот год без потерь, CNews рассказала генеральный директор Borlas Retail Любовь Рыбакова.

CNews: Изменилось ли лицо российского ритейла после кризиса? Каким вы видите состояние рынка на сегодняшний момент?

Любовь Рыбакова: Конечно, кризис внес свои коррективы в российский розничный бизнес, но не изменил принципиально его лицо. Мы видели несколько попыток крупных западных ритейлеров войти на рынок на волне кризиса, но о результатах говорить рано. В непродовольственном ритейле есть несколько примеров укрупнения сильных игроков за счет покупки бизнеса, но вряд ли тенденцию консолидации можно считать устойчивой. Те из наших клиентов, которые развивались за счет собственных средств, не только выстояли, но и активно двигались вперед, открывая новые магазины и продолжая осваивать регионы. Некоторые, закрывая магазины в одних торговых центрах, тут же открывали их в других, более интересных и эффективных местах продаж. Сети продолжали расти, пусть и не такими высокими темпами, как раньше. Из наиболее активно действовавших клиентов отмечу Bosco di Ciliegi, Kira Plastinina, Cats&Dogs (в конце года открылся 50-й магазин сети).

Начало этого года стало очень активным, хотя обычно для нас первый квартал более спокойный, чем остальные. Ритейлеры возвращаются к отложенным в прошлом году планам и, используя благоприятные возможности – снижение арендных ставок, более мягкие условия у поставщиков и прочее, – запускают новые проекты.

CNews: Что нового можно отметить в динамике российского рынка ИТ-систем для ритейла?

Любовь Рыбакова: Динамика рынка информационных систем полностью отражает ход событий на рынке данной конкретной отрасли. Более того, в ритейле спрос на ИТ отражает ситуацию на розничном рынке моментально – поэтому мы в течение года несколько раз наблюдали то увеличение, то спад заинтересованности ритейлеров различными направлениями. Например, возрос интерес к нашему аналитическому решению (BI) – это объяснимо, в кризис фокус интереса сместился на анализ и упорядочивание ситуации внутри компаний, снижение издержек, выстраивание бизнес-процессов с наименьшими потерями.


Любовь Рыбакова: Правильный подход – нести затраты на совершенствование продуктов самим, не перекладывая их на клиентов

Большой опыт работы на рынке автоматизации торговых компаний позволяет нам отмечать, что торговые компании всегда хотят приобретать самое лучшее по самой низкой цене. Сейчас, еще больше чем раньше, клиенты стремятся получить как можно быстрее эффект от внедрения. Однако здесь есть тонкий момент: в погоне за строгим ограничением бюджета можно попасть в ситуацию, когда экономия оборачивается во вред. Существует два различных подхода. Первый – купить, например, недорогие лицензии – тогда вроде бы стоимость проекта будет значительно ниже конкурентных предложений. Но, как правило, в таких контрактах предусмотрены доработки ПО и часто эти доработки касаются базовой функциональности, в результате их стоимость не только увеличивает бюджет, но и ведет за собой постоянные затраты на это.

Мы придерживаемся другого подхода – наши продукты не требуют доработок, их функциональность может быть даже избыточной, но стоимость проекта будет окончательной. Это означает, что мы несем затраты на совершенствование продуктов сами, не перекладывая их на клиента. Естественно, это означает и более высокую степень ответственности перед клиентом.

CNews: Пришлось ли вам менять ценовую и маркетинговую политику в связи с кризисом? Изменились ли ваши объемы продаж? Как компания закончила год? Какие проекты вы вели в 2009 году?

Любовь Рыбакова: Мы практически не меняли ценовую и маркетинговую политику в связи с кризисом. Объемы продаж снизились примерно на 30%. Зато значительно выросла доля сервисных услуг. В целом мы закончили 2009 год успешно – лучше, чем можно было ожидать от кризисного периода.

Из наиболее крупных "свежих" проектов отмечу тот, который мы выполнили для группы компаний "Ташир": создание информационной системы управления для новой сети магазинов "Модный Альянс". "Модный Альянс" занимается розничной торговлей одеждой, обувью и аксессуарами в собственных магазинах различных направлений. Мы автоматизировали центральный офис, склад, московские и региональные магазины, включая поставку торгового оборудования, внедрение кассовой программы PosX и системы управления торговлей – TradeX.

Интересные проекты реализованы для GAP, Marks&Spencer, Bosco di Ciliegi, Maratex, Kira Plastinina, F.D.Lab, Cats&Dogs, Centrepoint, Quiksilver, Salamander, Nike, Ассорти-обувь, Du Pareil au Meme, Frey Wille. Информационные системы запущены в десятках магазинов, открытых нашими клиентами в 2009 году в России, Украине, Казахстане и Белоруссии.

DSaaS: почему анализ данных как услуга набирает обороты
Новое в СХД

CNews: Вы сказали о росте интереса к BI. Какие именно BI-решения сейчас наиболее востребованы рынком? Удается ли реализовать этот спрос?

Любовь Рыбакова: Потребность в BI-решениях диктует само время. У розницы просто нет другого выхода, как все более активно использовать аналитику. Время одиночных магазинов проходит, сегодня ритейл – это прежде всего сеть магазинов. А сеть – это большой объем информации, которую необходимо собирать, обрабатывать, на основе ее анализа принимать решения, затем оперативно доносить их до исполнителей. Объемы информации настолько велики, что, не имея мощной ИТ-системы, просто невозможно работать, не говоря уж о том, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе. Кризис же еще более обостряет конкуренцию.

Аналитические системы в первую очередь интересны владельцам торговых компаний и предназначены для оперативного отслеживания и контроля ключевых показателей эффективности бизнеса. На самом деле, интерес к таким решением был и до кризиса. Владельцы торговых компаний хотят получить для управления бизнесом программный продукт, оптимальный по соотношению цена/качество. И нам есть что предложить им: например, аналитическое решение на базе Oracle BI.


Любовь Рыбакова: У розницы просто нет другого выхода, как все более активно использовать аналитику

Такие узкоспециальные BI-решения сейчас наиболее востребованы. Они характеризуются быстрым (до двух недель) внедрением и возможностью еще более быстрой настройки стандартных отчетов в соответствии с пожеланиями конкретного клиента, под его специфические потребности. Хранилище данных для нашего решения разработано с учетом особенностей розничной торговли и предусматривает логическое развитие структуры для расширения типов анализируемых данных. Образно говоря, клиент желает получить хороший фундамент и каркас будущего здания аналитики, оставляя за собой возможность изменять внутреннюю планировку и убранство.

Немаловажным фактором выбора решения для наших клиентов является его стоимость и соответствующие аналитические инструменты/средства. Мы, например, тщательно изучали существующие средства аналитики и остановили свой выбор на Oracle BI в качестве прикладного инструмента и MS SQL 2005 в качестве платформы для создания специализированного хранилища данных. В результате аналитическое решение состоит из комплекта типовых отчетов по предметным областям (Анализ продаж, Продажи, Чеки, Сравнения и пр.) и соответствующего преднастроенного хранилища данных.

Жизнь подтвердила правильность такого подхода: в 2009 году наша компания выполнила сразу ряд проектов по внедрению BI для розничных сетей, и в каждом случае наши клиенты получили не только законченное решение, которое может использоваться на реальных данных уже через 10 дней после начала проекта, но и трамплин для дальнейшего наращивания аналитики. Характерным является проект для сети магазинов InWear/Matinique: в ходе внедрения стандартного решения были доработаны только фильтры при оставшихся неизменными шаблонах отчетов.

Мы продолжаем развивать это аналитическое решение: расширяем номенклатуру предметных областей для анализа, включая в стандартное решение блок HR и анализа финансовых показателей.

CNews: Как вы оцениваете перспективы мобильных решений для торговых предприятий? Какова ситуация в России? Насколько сильно мы отстаем от Запада?

Любовь Рыбакова: На Западе мобильные решения считаются мэйнстримом в автоматизации розницы и являются чуть ли не одним из основных источников повышения производительности труда и эффективности бизнес-процессов. К сожалению, мы сильно ограничены в этом направлении, как нашим фискальным законодательством, так и пониманием уровня автоматизации в целом. И поэтому просто обречены на отставание, причем, похоже, надолго, если наше законодательство не будет соответствовать современным тенденциям в рознице.