Разделы

Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Интернет-инкубатор идет против рынка

Интернет-инкубаторы - признак развитого и здорового рынка: выгодно продать долю в раскрученном на собственные деньги старт-апе можно только в условиях идущей в гору "новой экономики" . Сейчас, когда интернет-рынок серьезно лихорадит, и прогнозы на будущее большинства экспертов достаточно пессимистичны, бизнес-модель интернет-инкубатора некоторым кажется анахронизмом. Однако руководитель российской компании под лапидарным названием Интернет-инкубатор Андрей Вакуленко считает, что инкубаторный бизнес и его компанию в частности рано хоронить.

"Поиск и управление талантами", - так для себя обозначили одно из направлений деятельности руководители этой компании. Несмотря на кризис интернет-экономики, поток желающих получить возможность развивать свои проекты в Сети не иссякает: в компанию поступает от 3 до 5 предложений в день. Некоторым идеям удалось получить финансирование и воплотиться в венчурные предприятия. Сегодня фирма насчитывает уже более 20 сотрудников и запускает второй проект. А начиналось все с простого осознания того, что романтический этап освоения интернета завершился и наступает черед коммерческой экспансии.

В конце 1999 года Андрею Вакуленко, будущему Генеральному директору Интернет-инкубатора, стало очевидно, что коммерциализация Рунета неотвратима. Опыт четырехлетней работы в Фонде Евразия с сотней региональных российских проектов подтверждал потенциал электронного бизнеса и в феврале 2000 года г-н Вакуленко, покинув Фонд, возглавил Интернет-инкубатор - дочернее предприятие компании A.Partners, созданной двумя месяцами ранее бывшим сотрудником Andersen Consulting Алексеем Пригожиным. "Идея открытия интернет-инкубатора не являлась уникальной, а перспективность отбора сильных команд и их развития с последующей перепродажей, понимал и я, и президент A.Partners Алексей Пригожин", вспоминает г-н Вакуленко.

Первым проектом, поддержанным новой компанией, стал проект Stavka.Ru, развивающий бизнес-модель Application Service Provider (ASP), предназначенную для аренды сторонними пользователями программных приложений, услуг и технического оборудования компании. Это позволяет клиенту использовать в своем бизнесе уже работающую систему без затрат ресурсов на ее создание и поддержание. Именно по этой схеме в настоящее время идет создание онлайновых аукционов на тематических сайтах, объединенных в сеть Stavka.Ru. "В рамках данной технологии любой пользователь имеет возможность бесплатно открыть на своем сайте торговую площадку, используя готовое программное обеспечение и базу данных товаров. Пользователи также могут самостоятельно настраивать список товарных категорий и облагораживать свои аукционы собственным дизайном.

Stavka - это не только и не столько аукцион, сколько торговая площадка для трех типов продаж", - объясняет Андрей Вакуленко. Первый тип - всем известный аукцион. Далее, это возможность выставлять товар, предложение на продажу которого не исчезает после проведения сделки, что позволяет индивидуальным частным предпринимателям реализовывать мелкие партии товаров. И третья возможность сайта Stavka.Ru - так называемая "барахолка" - размещение частных объявлений о продаже той или иной вещи. Именно третье направление пользуется в Рунете наибольшей популярностью. Поэтому в качестве конкурентов Stavka рассматривает скорее Ruki.Ru, нежели Molotok. На данный момент в системе открыто около 40 партнерских аукционов, и среди них такой известный портал как auto.ru. Услуги ресурса Stavka.ru пока бесплатны.

Возвращаясь к технологии ASP, следует отметить, что кроме Интернет-инкубатора ее активно продвигают и другие российские компании, но, по словам Андрея Вакуленко, всем нашлось достаточно места и используемые конкурентами бизнес-модели почти не пересекаются. Российский рынок ASP в сегменте предоставления сервиса торговых площадок, находится в стадии становления, и это является причиной того, что сейчас достаточно трудно говорить о его разделе и соответствующих долях компаний. Открытой информации об оборотах проекта пока нет.

У основного конкурента проекта - популярного аукциона Molotok.ru - свое мнение о доле рынка "Ставки". "Мы регулярно проводим анализ ситуации на рынке в рамках нашего аукциона Molotok.ru, - говорит директор по маркетингу компании NetBridge Юлия Сигунова, - по нашим оценкам, емкость вторичного аукционного рынка в России, включающего в себя смежный рынок досок объявлений, в 2000 году составляет 10 млн. долларов, а к концу 2001 года она должна увеличиться до 100 млн." По мнению г-жи Сигуновой, Stavka.ru изначально избрала правильную тактику, остановившись на модели ASP. Подтверждая разницу в бизнес-моделях двух аукционов, Molotok.ru, тем не менее, рассматривает Stavka.ru в качестве конкурента и на этих основаниях проводит исследования о разделе рынка. По данным компании NetBridge, доли аукционов распределяются сегодня следующим образом:

При обсуждении данных цифр, Андрей Вакуленко для определения своей позиции привел занимательный пример: "В застойные советские времена на Командорских островах был организован колхоз по разведению морских котиков. Составляя отчет в Центр, председатель сообщил, что на балансе у него находится 100 тысяч животных : только все они плавают в океане. Так и на современном российском рынке "потребитель-потребитель" (С2С), в ближайшие 2 года все деньги будут "в океане". Реальная прибыль там недоступна, - говорит г-н Вакуленко, - Поэтому мы не занимаемся подобными расчетами. Наиболее перспективными в России направлениями инвестиций сегодня являются не С2С проекты, а услуги на основе технология ASP в сегменте "бизнес-бизнес" (В2В) и порталы мобильной телефонии, связывающие интернет и пользователей сотовой связи".

Именно поэтому все сервисы Stavka.Ru пока бесплатны для пользователя. Исключение будет составлять услуга предоставления информации о ходе торгов на мобильный телефон клиента. Данная функция системы будет запущена в числе других еще до 2001 года. Позже, площадка Stavka.Ru прирастет модулями, рассчитанными на организацию торгов между предприятиями.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Сегодня использоватьсхему В2В в сотрудничестве с Интернет-инкубатором могут компании, задействованные на рынке экстремального спорта и активного отдыха. Именно этой тематике посвящен недавно открытый сайт mamboo.ru - второй "инкубируемый" Андреем Вакуленко, проект.

По вертикали портал предполагает объединить всех участников рынка: импортеров, производителей, страховые и транспортные компании, магазины, турагентства, авиакомпании и конечных потребителей - любителей активного отдыха.

Бизнес-модель mamboo.ru строится на взимании комиссии при совершении транзакции (например, покупке снаряжения или заказе тура). При этом все базовые сервисы будут предоставлены участникам бесплатно. Кроме этого, портал будет оказывать дополнительные платные услуги: проведение рекламных кампаний, углубленный маркетинговый анализ, системная интеграция.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

До 2005 года компания рассчитывает построить удобную и эффективную инфраструктуру для всех участников рынка, овладев при этом не менее чем 20% его объема. При этом доля mamboo.ru в онлайновых продажах спортивного оборудования планируется на уровне 60%.

По словам г-на Вакуленко, Интернет-инкубатор - это стабильно развивающееся предприятие без особых взлетов и падений. Открыто подразделение компании на развивающемся рынке Украины. "Бывают успешные ходы, но судить о победе или поражении можно будет лишь тогда, когда мы начнем продавать свои доли в проектах, - резюмирует г-н Вакуленко, - После того как российский спекулятивный интернет-пузырь лопнул, рынок закономерно пошел вниз. На данном этапе мы пытаемся сыграть против рынка, приобретая подешевевшие идеи, так как мы уверены, что рано или поздно, реально растущий потенциал новой экономики обязательно будет востребован".