Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Внедрения

ИКТ в госсекторе: приказано ускоряться

Тема информатизации органов государственной власти, остававшаяся одним их главных ИКТ-векторов России последнего десятилетия, получила новый импульс к развитию летом текущего года - после требований президента РФ завершить в стране к 2010 году создание системы электронного документооборота. Руководство страны признает, что несмотря на выделение существенных бюджетов, ситуация с использованием ИТ в госсекторе по-прежнему остается проблемной. Разобраться в причинах того, почему это происходит, обсудить вопросы эффективного расходования средств, выделенных на информатизацию, решили участники прошедшего в Москве круглого стола "ИКТ в госсекторе", организованного CNews Analytics и CNews Conference.

Евгений Новак: Региональные органы власти несколько отстают в применении ИТ от федеральных

На вопросы CNews ответил генеральный директор "Импульс-ИВЦ" Евгений Новак.

CNews: Какие ИТ-решения сейчас наиболее востребованы госсектором?

Евгений Новак: Госучреждения в целом развили инфраструктуру, многие из них могут похвастаться вполне современными настольными системами, локальными сетями и центрами обработки данных. Приходит понимание, что само по себе оборудование малоценно, его стоимость окупается при развертывании и промышленной эксплуатации информационных комплексов основной деятельности. Поэтому в 2008 году все больше заказов обращено на создание различных автоматизированных систем в части программного обеспечения. Госзаказчиков чаще всего заботит интегрированность, поддержка территориальной распределенности и масштабируемости, защита информации.

CNews: Одной из существенных проблем информатизации госсектора остается неравномерность ИТ-развития ведомств федерального и регионального, муниципального уровня. Насколько востребованы решения, предлагаемые вашей компанией, на муниципальном и региональном уровне? Как вы оцениваете перспективы информатизации регионов и муниципальных образований на ближайшие 2-3 года?

Евгений Новак: Действительно, в общем случае региональные органы власти несколько отстают в применении ИТ от федеральных. Ранее считалось, что задачи центральных органов важнее. Хуже всего обстоит дело с местным самоуправлением (муниципалитетами). Нехватка финансирования в прошлых годах, а главное отсутствие единых требований к организации управления на местном уровне делало тему информации третьестепенной. Со вступлением в силу (с 01.01.2009г.) федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" появляется возможность и необходимость упорядочения и систематизации работы в муниципалитетах. Компания "Импульс-ИВЦ" ведет создание автоматизированных систем управления местных администраций на базе ":Бюджет муниципального образования". Это решение реализует стандартную методологию планирования, санкционирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджета, утвержденную Минфином. В ближайшие годы федеральные органы будут все более озабочены информатизацией регионального уровня, а последние местными властями. Ведь нижестоящие уровни – это всегда источник информации, и какой она будет, оперативной и достоверной или такой как была, зависит, в том числе, и от внимания к проблематике ИТ.

CNews: Концепция формирования электронного правительства, подготовленная Минэкономразвития совместно с Минкомсвязи, наметила курс на предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам и бизнесу. Какие электронные услуги, на ваш взгляд, необходимы бизнесу в первую очередь?

Евгений Новак: Наиболее актуальны часто повторяемые, трудоемкие и информационноемкие услуги, оказываемые государством. Позитивно то, что в последние годы сдача налоговой отчетности производится посредством электронных средств. Важным продолжением улучшения прозрачности госзакупок, начатой вводом федерального закона № 94-ФЗ с 2006, должна явиться реальная и повсеместная организация электронных закупок, а не только их декларирование. Хотелось, чтобы на такую же форму перешли лицензионные органы в деле предоставления лицензий, а регистрирующие организации при внесении изменений в различные госреестры. Например, при внесении изменений в ЕГРЮЛ, первым лицам компаний приходится тратить не менее одного рабочего дня в лучшем случае. Тем, кому не везет или нет средств на посредников, тратят до нескольких дней, чтобы изменить устав или назначить нового директора. Заочно парируя возражение о достоверности, хочу напомнить об институте электронно-цифровой подписи (ЭЦП), ничем не худшей, чем собственноручная подпись.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

CNews: Как вы считаете, возможен ли полный перевод всех взаимодействий государства и граждан (бизнеса) на электронные рельсы?

Евгений Новак: Давайте посмотрим на мировые примеры. Страны Европы, некоторые государства Юго-Восточной Азии весьма продвинулись вперед. В Испании, например, ведется проект электронных судов, когда можно виртуально составлять жалобы, представлять иные юридически значимые документы и даже виртуально участвовать в судебных заседаниях. Но в России есть свои особенности. Стремительно наращивать электронные контакты можно лишь совместно с объявленным усилением борьбы с коррупцией. Ведь электронное взаимодействие гражданин (предприятие)- государство обезличивает отношения, выбивает почву взяток. Стоит также отметить, что значительное число крупных и средних чиновников на сегодня – люди старшего поколения, многим из которых сложно освоить новые технологии и воспринять саму идею электронного правительства. Таким образом, полный перевод всех государственных услуг в режим онлайн – дело дальнейшей перспективы.