Разделы

Lifehack (Old)

Хитрости управления дилерской сетью: как «Лада Имидж» собирает данные с 5 тыс. торговых точек

Дочернее предприятие «АвтоВАЗа», занимающееся дистрибуцией запчастей в России и за рубежом, смогло не только консолидировать информацию огромной дилерской сети, но и запланировать продажи каждого магазина, спрогнозировав дальнейший спрос. Объять, как казалось раньше, необъятное удалось при помощи решений на базе Microsoft SQL Server и Microsoft ASP.NET.

Компания «Лада Имидж» – дочернее предприятие «АвтоВАЗ» – занимается дистрибуцией запасных частей для автомобилей Lada в России и за рубежом. В среднем за месяц уровень продаж компании достигает i1,5 млрд. При этом на складах хранится около 10 тыс. наименований продукции, которую дилеры поставляют в более чем 5 тыс. торговых точек.

Главная задача, стоящая перед компанией, – построение эффективной сети сбыта. Для этого необходимо собрать и проанализировать данные о работе всех дилеров. Простой Excel с задачей не справлялся – гиганту российского автопрома требовался более продвинутый инструмент.

Аналитика вчерашнего дня

На создание отчета, консолидирующего информацию о продажах по региону, раньше уходило несколько дней, рассказывает начальник управления продуктового маркетинга «Лада Имидж». «Руководству компании необходимо было существенно сократить сроки подготовки отчетности о продажах запасных частей по регионам РФ для формирования продуктовой стратегии в условиях изменения рынка», – поясняет он.

Проблема усугублялась тем, что отчеты от дилеров поступали в разных форматах, требующих дополнительную обработку. Пришедшие данные сводились в Microsoft Excel и сопоставлялись с плановыми показателями. Преобразование информации в диаграммы выполнялось вручную. В результате на подготовку отчетов для руководства уходило не менее трех дней. Несмотря на потраченные усилия, оценить ситуацию в конкретной торговой точке и скорректировать действия было невозможно, так как полноценной автоматизированной системы для анализа данных и формирования отчетности на тот момент у предприятия не было.

Руководство компании нуждалось в непрерывном и актуальном анализе рынка, чтобы оперативно принимать решения. Для этого требовались формируемые в режиме реального времени отчеты о соотношении продаж оригинальных запчастей и их заменителей, распределении продаж по маркам автомобилей и производителям, ликвидности различных товарных групп и скорости оборачиваемости складов. Эти данные были необходимы для формирования планов продаж для каждого из 50 оптовых дилеров, региона и товарной группы.

Карта продаж

Руководством «Лада Имидж» было принято решение о внедрении автоматизированной системы для ведения единого реестра всех организаций, входящих в партнерскую сеть. Новая ИТ-платформа должна была обеспечить управление взаимоотношениями со всеми участниками сети: оптовыми дилерами, поставщиками, производителями, торговыми точками. Предполагалось также, что система поможет контролировать перемещение запасных частей, а значит, требовался функционал для геоаналитики. Немаловажное значение в техническом задании отводилось формированию и мониторингу целевых показателей для менеджеров по продажам.

Изучив успешные практики внедрения подобных систем, руководство компании сделало выбор в пользу Microsoft SQL Server, а геоинформационную систему было решено создавать на базе платформы «Яндекс.Карты». Партнером по проекту выступила ИТ-компания bright box, с которой уже имелся опыт успешного сотрудничества.

На базе технологий Microsoft SQL Server 2012 и Microsoft ASP.NET специалисты bright box разработали автоматизированную систему, которая позволяет собирать и обрабатывать информацию о продажах, оперативно контролировать ход продаж, готовить аналитические отчеты для руководства и прогнозировать развитие ситуации.

Решение включает ряд специальных модулей. В частности, модули ввода и хранения данных на портале для дилеров и расчета плановых показателей разработаны на основе ASP.NET. Модуль построения отчетов обеспечивает консолидацию отчетных форм, поступающих от различных подразделений компании, и позволяет создавать собственные отчетные формы. Обработка и преобразование данных выполняется в SQL Server Integration Services. OLAP-кубы создаются на базе технологий SQL Server Analysis Services.

Генеральный директор и директор по продажам используют модуль витрин данных в качестве одного из основных инструментов аналитики. Созданный на базе ASP.NET и геолокационной системы на основе платформы «Яндекс.Карты», он отображает сводные данные по фактическим и планируемым продажам на карте России с учетом распределения по месяцам и годам.

Какие компании наиболее уязвимы для киберпреступников
Безопасность

Хранение и обработка данных во всех модулях выполняется в Microsoft SQL Server 2012. Интеграция с системой осуществляется с помощью SQL Server Integration Services.

Бизнес в реальном времени

«Теперь, благодаря системе для сбора и обработки информации на базе Microsoft SQL Server, отчет по продажам в регионе формируется в течение одной-двух минут», – отмечает начальник управления продуктового маркетинга.

Как только партнеры компании «Лада Имидж» подключились к новой системе, наладилось регулярное поступление отчетов. Стали доступны данные по каждой из торговых точек. Система автоматически проверяет корректность данных. Благодаря организации процесса сведения воедино данных о продажах дилеров, а также об отгрузках в регионы и плановых показателях, значительно сократились сроки подготовки отчетности.

Облачные хранилища получили трехуровневую защиту от вымогателей
Облака

«Уже через час после окончания приема информации от дилеров сформированные на ее основе отчеты доступны на портале, а любые изменения могут быть внесены в них в режиме онлайн», – рассказывает Александр Лемзаков, руководитель проекта bright box.

Теперь вся информация хранится в хранилище на базе SQL Server и c помощью OLAP-кубов доступ к ней существенно упростился. Аналитики пользуются преднастроенными отчетами или создают новые.

В системе реализовано планирование продаж по дилерам и субдилерам на основании данных о продажах, состоянии складов, а также по оценкам емкости рынка, получаемым от внешних агентств. «Мы можем сформировать план для каждого магазина, что раньше было невозможно», – отмечает начальник управления продуктового маркетинга. Анализ выполнения плана продаж теперь осуществляется в течение десяти минут и может показать состояние дел у конкретного дилера, в регионе или по товарной группе. У руководства «Лада Имидж» появился дэшборд с важнейшими показателями: девять верхнеуровневых диаграмм, отражающих выполнение бизнес-планов компании, обновляются в режиме онлайн.

Компания совместно с bright box активно развивает систему. «Замечания, полученные от пользователей, позволили усовершенствовать интерфейс, что дало возможность быстрее загружать отчеты и заполнять экранные формы, – рассказывает представитель Александр Лемзаков. – Это привело, в свою очередь, к повышению лояльности дилеров и улучшению качества предоставляемых ими данных».

За прошедшие полтора года эксплуатации системы было реализовано множество новых статистических отчетов, в том числе с введением сложных формул расчета планов продаж для торговых точек. Совершенствуется и модуль «Витрины данных»: руководители компании получают все больше возможностей, чтобы держать руку на пульсе бизнеса.

Подписаться на новости Короткая ссылка