Разделы

Бизнес

Электронные платежи: игроки готовятся к битве с ЦБ

Прошедший 20 февраля круглый стол "Электронные платежи в России: эффективность и надежность", организованный CNews Conferences, наглядно продемонстрировал бурное развитие отечественного рынка ЭПС. На стремительный рост масштабов этого бизнеса Центробанк отреагировал жестким законом, а игроки рынка объединяют усилия для более эффективного развития. Назревающий диалог во многом определит будущее российского рынка электронных платежей.

Хорошую динамику показывают и мобильные платежи. Так, по оценкам ОСМП, этот сегмент вырос по итогам 2006 года на 57% по сравнению с 2005 годом. Однако, по мнению председателя совета директоров "КредитПилот.ком" Любомира Зехирева, адекватного фундамента для развития мобильных платежей в России просто не существует и говорить о развитии этого рынка очень преждевременно. Любопытно, что на круглом столе г-н Зехирев сообщил, что он готов подарить привлекательный домен www.mbank.ru , который у него неоднократно пытались купить, первой же компании, предложившей адекватный план развития мобильных платежей в России.

Коммерческий директор ОСМП Феликс Баранов также убежден, что "наиболее ощутимый рост был характерен все же для автоматов самообслуживания. Объясняется этот факт элементарной экономикой. Исходя из соотношения первоначальных капиталовложений к разнице ежемесячных расходов, автомат окупится через 4 месяца. При этом ежемесячные затраты на него составляют порядка 700 долларов, в то время как затраты на специализированную розничную точку по приему платежей составляют около 1600 долларов в месяц". По прогнозам ОСПМ, рост количества точек, оснащенных автоматами по приему платежей, возрастет в ближайшее время, как минимум, вдвое.

Примечательно, что значительный рост бизнеса отмечают не только представители ЭПС, специализирующихся на приеме платежей у населения. Так, директор по внешним связям WebMoney Петр Дарахвелидзе, сообщил участникам круглого стола о росте оборота системы по итогам 2006 года на 126% по сравнению с 2005 годом и о значительном увеличении количества регистраций новых пользователей. В своем докладе г-н Дарахвелидзе подчеркнул принципиальное отличие бизнес-модели WebMoney от других ЭПС: "В то время как в структуре оборота практически всех крупнейших ЭПС России доход от приема платежей в пользу операторов сотовой связи составляет 95-97%, в системе WebMoney этот показатель достигает лишь 3%", – отметил эксперт. При этом в качестве одного из индикаторов развитости и некоторой привычности электронных платежей в нашей стране, г-н Дарахвелидзе сообщил, что "в системе WebMoney отнюдь нередки платежи, например, в онлайн-играх, на покупку игровых артефактов стоимостью 2 тыс., 4 тыс. и даже 10 тыс. долларов".

Потянут не все?

Очевидно, что столь стремительный рост объемов платежей предъявляет повышенные требования к организации бизнеса ЭПС на организационном и технологическом уровнях. Именно этому были посвящены доклады представителей e-port и "Киберплат". Так, коммерческий директор e-port Евгений Филимонов уверен, что наличие отлаженной системы электронного документооборота между ЭПС и дилерами позволяет существенно повысить эффективность и надежность работы. Вследствие этого, по мнению г-на Филимонова, одной из главных задач является ведение максимального количества бизнес-процессов в электронной форме. "Электронный документооборот позволяет платежной системе значительно расширить свою агентскую сеть, например, в данный момент мы с легкостью обслуживаем более 5000 агентов, и это далеко не предел, а для агента сокращает стоимость владения пунктом приема платежей. Перевод бизнес-процессов в электронную форму снижает не только временные и финансовые затраты на выполнение операций как на стороне агента, так и на стороне ЭПС, но и в разы уменьшает вероятность человеческой ошибки", – убежден г-н Филимонов.

Также о технологической стороне организации бизнеса ЭПС рассказал в своем докладе заместитель технического директора компании "Киберплат" Сергей Кондрашкин. Эксперт глубоко убежден, что органичный рост бизнеса ЭПС возможен только при максимальном внимании руководства к ее вычислительным мощностям. По мнению г-на Кондрашкина, только бесперебойная работа ЭПС при любых нагрузках со значительным запасом мощности, позволяет быть уверенными всем участникам процесса – от потребителей услуг ЭПС до дилеров и самой платежной системы. Сергей Кондрашкин рассказал, что нагрузка на вычислительные мощности "Киберплат" в настоящее время составляет около 80 платежей в секунду, в то время как сервер позволяет выдержать поток свыше 500 транзакций в секунду. При этом, эксперт отметил, что "де факто с момента прихода платежа от дилера на обработку у нас тратится не более двух секунд. Основные вычисления возложены на платежный кластер, в котором количество серверов может быть плавно увеличено по мере роста нагрузки".

Впрочем, исполнительный директор e-port Александр Покровский несколько усомнился в необходимости мериться силами по части производительных мощностей и скорости обработке транзакций, при этом, впрочем, подчеркнув, что около 95% операций в системе e-port проходит быстрее, чем за одну секунду. "От момента прихода заявки на наш сервер до отдачи результата агенту проходит меньше одной секунды, причем, накладные расходы самой системы составляют единицы процентов. Для ускорения процессов мы предлагаем буферизацию, то есть платежи можно накапливать и передавать на исполнение общим пакетом. К примеру, три часа не работает биллинг сотового оператора – за это время накопится свыше 100 тыс. платежей, которые требуют максимально оперативной проводки. Мы гарантируем, что, набрав 100 тыс. платежей, проведем их быстрее, чем за час. И я не вижу смысла говорить тут о пиковой производительности: мы можем обработать весь входящий поток, даже если он вдруг внезапно удвоится" – утверждает г-н Покровский.

Где тонко, не рвется: как BI-продукты помогают увидеть узкие места и принять верное решение
Импортонезависимость

Сервисы, сервисы!

Практически все участники круглого стола утверждали, что будущее ЭПС за максимально полным количеством услуг и мерились количеством провайдеров, которых поддерживает их система. По мнению игроков рынка, в ближайшие годы будет наблюдаться тенденция подключения к ЭПС небольших операторов услуг. Однако здесь существуют определенные сложности, так как большинство небольших операторов услуг используют совершенно разнородное ПО, и возникают неизбежные сложности с интеграцией. Помочь здесь, по мнению участников круглого стола, может применение стандартных протоколов и открытой архитектуры.

Тем не менее, несмотря на оптимистичный настрой игроков российского рынка ЭПС, представители банковской системы были настроены более скептически. В свете последних законодательных инициатив Центробанка на рынке электронных платежей, скепсис представителей банков в своих докладах на круглом столе периодически носил даже угрожающий характер. При этом выступление Александра Соболева, начальника отдела новых технологий Банка "Таврический" имело скорее концептуальный характер – эксперт призывал игроков объединить свои усилия в разработке эффективного и легитимного механизма приема электронных платежей, предлагая в качестве технологической основы взять, например, SIM-карту мобильного телефона, объединившись при этом в некий союз для решения сопутствующих задач, и выступления "единым фронтом" перед возникающими проблемами, в том числе в дискуссиях с представителями законодательной базы.

А вот доклад другого представителя банковской сферы был куда более эмоциональным. Рассказав об основных возможностях системы Contact и сделав особый акцент на ее легитимности, вице-президент "Русславбанка" Андрей Круглов, отдельно подчеркнул "жидкий законодательный фундамент бизнеса ЭПС" и предложил участникам круглого стола использовать законные и надежные платежные инструменты. Как подчеркнул г-н Круглов, многие ведущие игроки рынка электронных платежей и обращения электронных денег, такие как WebMoney, "ЯндексДеньги", ОСМП и др. используют банковскую систему Contact в качестве легитимного инструмента ввода наличных денег в виртуальное пространство.