Электронные платежи: игроки готовятся к битве с ЦБ
Прошедший 20 февраля круглый стол "Электронные платежи в России: эффективность и надежность", организованный CNews Conferences, наглядно продемонстрировал бурное развитие отечественного рынка ЭПС. На стремительный рост масштабов этого бизнеса Центробанк отреагировал жестким законом, а игроки рынка объединяют усилия для более эффективного развития. Назревающий диалог во многом определит будущее российского рынка электронных платежей.В конце февраля 2007 года агентство CNews Conferences организовало круглый стол по теме "Электронные платежи в России", к участию в котором были приглашены все игроки рынка: от потребителей до электронных платежных систем (ЭПС) и шлюзов, а также представители законодательной базы. Необходимость организации круглого стола по данной тематике была вызвана стремительным развитием рынка электронных платежей в России и большим количеством задач и вопросов, требующих решения.
В работе круглого стола приняли участие практически все значимые игроки рынка, среди которых компании: "Киберплат", ОСМП, "Элекснет", e-port, WebMoney и др. Были также представители более традиционной сферы – банковской, которые в рамках круглого стола продемонстрировали новые платежные инструменты и обозначили существующие сложности.
Нельзя не заметить
Динамике российского рынка ЭПС можно позавидовать. По оценкам CNews Analytics, оборот только 5 крупнейших его игроков, контролирующих около 85% объема рынка, увеличился на 31% по сравнению с 2005 годом и превысил 7,7 млрд. долларов. При этом динамика 2005/2004 гг. составляла 40%. Лидером российского рынка электронных платежей в настоящее время является компания "Киберплат", оборот которой по итогам 2006 года превысил 2,6 млрд. долларов.
При этом наиболее высокие темпы роста в последние годы демонстрирует ОСМП, оборот которой по итогам 2006 года увеличился на 261% по сравнению с 2005 годом. У этой же платежной системы отмечается и наиболее стремительное увеличение количества точек приема платежей. Тем не менее, на "Киберплат" приходится свыше трети совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России, на втором месте ОСМП (23,3%), на третьем – WebMoney (18,9%), на e-port приходится 16,8% совокупного оборота, а венчает пятерку лидеров "Элекснет" с 6,8%.
Динамика совокупного оборота 5 крупнейших
ЭПС России, млрд. долларов, 2004 – 2006
Источник: CNews Analytics, 2007
Впрочем, стоит отметить, что прямое сравнение платежных систем некорректно – бизнес-модель большинства из них значительно различается, поэтому все количественные показатели приведены здесь для понимания масштабов бизнеса на рынке электронных платежей. Еще один показатель – количество точек приема платежей – превысил по итогам 2006 года 120 тыс. (по 3 системам – "Киберплат", ОСМП и e-port), что почти на 200% больше аналогичного показателя 2005 года.
К числу основных факторов, обеспечивающих высокую положительную динамику российского рынка ЭПС, эксперты CNews Analytics относят рост доходов населения и количества пользователей сотовой связи, возможность оплаты фиксированной телефонии и услуг ЖКХ, рост количества пользователей интернета и интернет-платежей, возможность осуществления микроплатежей, растущая популярность контекстной рекламы, а также удобство и скорость оплаты.
Структура совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России по итогам 2006 года, %
Источник: CNews Analytics, 2007
Активно развивается и другой сегмент рынка электронных платежей, более привычный для западного рынка – сегмент банковских карт. Так, по данным Центробанка, количество банковских карт физических лиц в России по итогам 2006 года увеличилось на 37% по сравнению с 2005 годом и составило 74,6 млн. шт. При этом, по оценкам CNews Analytics, средний рост количества банковских карт за последние пять лет составляет 48-50% ежегодно. Однако в структуре операций по банковским картам в России по-прежнему доминируют операции по снятию наличных – их доля достигает 93%. Тем не менее, абсолютное выражение суммы операций для оплаты товаров и услуг по банковским картам стабильно растет.
В то же время существует ряд факторов, препятствующих развитию этого рынка в нашей стране. Основным из них является отсутствие четких правовых схем работы ЭПС. Кроме того, многие граждане по-прежнему испытывают определенное недоверие к возможности оплаты услуг фиксированной телефонии и ЖКХ через ЭПС массового населения. Помимо этого лимитирующими факторами выступают относительная неразвитость рынка банковских карт, а также высокий уровень мошенничества.
Стремительная эволюция
В рамках круглого стола выступили различные участники рынка электронных платежей, которые в своих докладах рассказали о своем видении перспектив развития и существующих проблем. В частности, генеральный директор ОСМП Валерий Шпак в своем выступлении отметил, что характерной чертой сегодняшнего рыка ЭПС в России является стремление компаний предоставить максимальное количество сервисов и создать удобные условия для работы со своими потенциальными партнерами: как с дилерами, так с плательщиками и провайдерами. "Первоначально точки приема платежей располагались, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге, – вспоминает г-н Шпак. – Однако вскоре интерес к ним стали проявлять и регионы. Поэтому на первые позиции стали выходить такие компоненты, как простота использования. Именно так появились автоматы самообслуживания. Вскоре после этого возникла необходимость в развитии дополнительных сервисов".
Уже в дальнейшем, по мнению г-на Шпака, произошло разделение на сервисы для дилеров, провайдеров и собственно абонентов. "В настоящее время рынок развивается, уделяя все большее внимание работе с плательщиками, повышая уровень доверия к платежным системам. Если раньше наша компания предоставляла возможность обращаться в сервисную службу только дилерам, то в настоящий момент это могут сделать и плательщики", – отметил генеральный директор ОСМП. Кроме того, г-н Шпак отметил, что бизнес ЭПС начал выходить за пределы России. Кстати, о планах зарубежной экспансии, прежде всего в страны СНГ, на круглом столе заявили сразу несколько компаний, в том числе "Киберплат" и ОСМП.