Разделы

Бизнес

Электронные платежи: игроки готовятся к битве с ЦБ

Прошедший 20 февраля круглый стол "Электронные платежи в России: эффективность и надежность", организованный CNews Conferences, наглядно продемонстрировал бурное развитие отечественного рынка ЭПС. На стремительный рост масштабов этого бизнеса Центробанк отреагировал жестким законом, а игроки рынка объединяют усилия для более эффективного развития. Назревающий диалог во многом определит будущее российского рынка электронных платежей.

В конце февраля 2007 года агентство CNews Conferences организовало круглый стол по теме "Электронные платежи в России", к участию в котором были приглашены все игроки рынка: от потребителей до электронных платежных систем (ЭПС) и шлюзов, а также представители законодательной базы. Необходимость организации круглого стола по данной тематике была вызвана стремительным развитием рынка электронных платежей в России и большим количеством задач и вопросов, требующих решения.

Презентация

В работе круглого стола приняли участие практически все значимые игроки рынка, среди которых компании: "Киберплат", ОСМП, "Элекснет", e-port, WebMoney и др. Были также представители более традиционной сферы – банковской, которые в рамках круглого стола продемонстрировали новые платежные инструменты и обозначили существующие сложности.

Нельзя не заметить

Динамике российского рынка ЭПС можно позавидовать. По оценкам CNews Analytics, оборот только 5 крупнейших его игроков, контролирующих около 85% объема рынка, увеличился на 31% по сравнению с 2005 годом и превысил 7,7 млрд. долларов. При этом динамика 2005/2004 гг. составляла 40%. Лидером российского рынка электронных платежей в настоящее время является компания "Киберплат", оборот которой по итогам 2006 года превысил 2,6 млрд. долларов.

При этом наиболее высокие темпы роста в последние годы демонстрирует ОСМП, оборот которой по итогам 2006 года увеличился на 261% по сравнению с 2005 годом. У этой же платежной системы отмечается и наиболее стремительное увеличение количества точек приема платежей. Тем не менее, на "Киберплат" приходится свыше трети совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России, на втором месте ОСМП (23,3%), на третьем – WebMoney (18,9%), на e-port приходится 16,8% совокупного оборота, а венчает пятерку лидеров "Элекснет" с 6,8%.

Динамика совокупного оборота 5 крупнейших
ЭПС России, млрд. долларов, 2004 – 2006

Динамика совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России

Источник: CNews Analytics, 2007

Впрочем, стоит отметить, что прямое сравнение платежных систем некорректно – бизнес-модель большинства из них значительно различается, поэтому все количественные показатели приведены здесь для понимания масштабов бизнеса на рынке электронных платежей. Еще один показатель – количество точек приема платежей – превысил по итогам 2006 года 120 тыс. (по 3 системам – "Киберплат", ОСМП и e-port), что почти на 200% больше аналогичного показателя 2005 года.

К числу основных факторов, обеспечивающих высокую положительную динамику российского рынка ЭПС, эксперты CNews Analytics относят рост доходов населения и количества пользователей сотовой связи, возможность оплаты фиксированной телефонии и услуг ЖКХ, рост количества пользователей интернета и интернет-платежей, возможность осуществления микроплатежей, растущая популярность контекстной рекламы, а также удобство и скорость оплаты.

Структура совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России по итогам 2006 года, %

Динамика совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России

Источник: CNews Analytics, 2007

Активно развивается и другой сегмент рынка электронных платежей, более привычный для западного рынка – сегмент банковских карт. Так, по данным Центробанка, количество банковских карт физических лиц в России по итогам 2006 года увеличилось на 37% по сравнению с 2005 годом и составило 74,6 млн. шт. При этом, по оценкам CNews Analytics, средний рост количества банковских карт за последние пять лет составляет 48-50% ежегодно. Однако в структуре операций по банковским картам в России по-прежнему доминируют операции по снятию наличных – их доля достигает 93%. Тем не менее, абсолютное выражение суммы операций для оплаты товаров и услуг по банковским картам стабильно растет.

В то же время существует ряд факторов, препятствующих развитию этого рынка в нашей стране. Основным из них является отсутствие четких правовых схем работы ЭПС. Кроме того, многие граждане по-прежнему испытывают определенное недоверие к возможности оплаты услуг фиксированной телефонии и ЖКХ через ЭПС массового населения. Помимо этого лимитирующими факторами выступают относительная неразвитость рынка банковских карт, а также высокий уровень мошенничества.

Стремительная эволюция

В рамках круглого стола выступили различные участники рынка электронных платежей, которые в своих докладах рассказали о своем видении перспектив развития и существующих проблем. В частности, генеральный директор ОСМП Валерий Шпак в своем выступлении отметил, что характерной чертой сегодняшнего рыка ЭПС в России является стремление компаний предоставить максимальное количество сервисов и создать удобные условия для работы со своими потенциальными партнерами: как с дилерами, так с плательщиками и провайдерами. "Первоначально точки приема платежей располагались, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге, – вспоминает г-н Шпак. – Однако вскоре интерес к ним стали проявлять и регионы. Поэтому на первые позиции стали выходить такие компоненты, как простота использования. Именно так появились автоматы самообслуживания. Вскоре после этого возникла необходимость в развитии дополнительных сервисов".

Уже в дальнейшем, по мнению г-на Шпака, произошло разделение на сервисы для дилеров, провайдеров и собственно абонентов. "В настоящее время рынок развивается, уделяя все большее внимание работе с плательщиками, повышая уровень доверия к платежным системам. Если раньше наша компания предоставляла возможность обращаться в сервисную службу только дилерам, то в настоящий момент это могут сделать и плательщики", – отметил генеральный директор ОСМП. Кроме того, г-н Шпак отметил, что бизнес ЭПС начал выходить за пределы России. Кстати, о планах зарубежной экспансии, прежде всего в страны СНГ, на круглом столе заявили сразу несколько компаний, в том числе "Киберплат" и ОСМП.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153