Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Автоматизация складов: размер важнее содержания

При внедрении ИТ-решения, автоматизирующего товарный учет и управление складскими запасами, конкретная сфера деятельности предприятия зачастую отходит на второй план. Основным же критерием выбора оптимальных технологий выступает обычно размер компании-заказчика.

Конкуренция вынуждает

Необходимо отметить, что в последнее время, российские розничные торговые компании так же, как и их западные коллеги, стараются все жестче диктовать свои условия поставщикам продукции. Это касается, например, включения дополнительных требований о товаре в учетную систему компании-продавца или подготовки индивидуального набора документов. В таком уникальном договоре могут фигурировать коды товаров из учетной системы розничных торговых точек, учет товара у поставщика по сериям и штрихкодам, предоставление поставщиком ценников с оговоренной розничной ценой, управление возвратами товара и т.п. Данная позиция объясняется жесткой конкуренцией между поставщиками товаров массового спроса и физическими ограничениями торговых площадей.

В связи с этими требованиями, многие дистрибуторы вынуждены организовывать на своих складах собственное производство, которое необходимо для выполнения дополнительных операций по маркировке, перефасовке товара в соответствии с требованиями клиентов или государственных органов (например, наличие русского перевода этикеток и документации для импортной продукции). Очевидно, что в данном случае оптовая торговая компания должна расширять свою учетную систему, внедряя модули или системы по автоматизации производственных участков.

В розничных торговых точках, как правило, собственное производство отсутствует или заключается лишь в перефасовке продукции в меньшую упаковку. Данные операции обычно не требуют или требуют незначительных изменений в системах учета.

В автоматизированной системе управления предприятием значительное внимание уделяется оптимизации ценовой политики компании. Оптовик должен обеспечить гибкую систему ценообразования в зависимости от особенностей каждого клиента, истории сотрудничества, объемов продаж и текущего ассортимента. В отличие от этого, в магазинах обычно внедряется единая система цен. Предоставление скидок возможно, но они в первую очередь направлены на стимулирование разовых покупок и на привязку клиентов (рекламные акции, скидки в зависимости от суммы покупки, дисконтные карты, реализация товара с истекающим сроком годности или с ухудшенными характеристиками).

Тонкости инвентаризации

Одна из основ качественного товарного учета, нашедшая широкое применение в автоматизированных системах – это возможность проведения плановой и текущей инвентаризаций. Однако и в этом предприятия различных сфер деятельности имеют различия.

Поскольку живучесть дистрибутора определяется текущей конъюнктурой рынка (спрос, предложение, уровень цен на предлагаемую продукцию), а также развитой системой дистрибуции (наличие розничных торговых точек, согласных покупать и реализовывать данную продукцию), оптовики зачастую стараются увеличить предлагаемый ассортимент продукции. Чем больше предлагаемая номенклатура, тем сложнее и дольше становится процесс проведения инвентаризации. Современные складские модули широко известных ИТ-систем (Oracle E-Business Suite, Oracle JDEdwards EnterpriseOne, SAP R/3, Baan ERP и др.) предлагают различные способы проведения плановых и текущих инвентаризаций, как с помощью радиотерминалов, так и при сохранении старой бумажной технологии.

Ключевое отличие розничных компаний – проведение инвентаризаций и учет товара в торговом зале силами мерчендайзеров и торговых представителей компаний-поставщиков. В данном случае, автоматизация может быть направлена, в первую очередь, на оптимизацию работы данных сотрудников и, опять же, ложится на плечи (включается в бюджет) компании-поставщика продукции. К мерам, повышающим оперативность и качество учета товара в торговых точках, необходимо отнести обеспечение торговых представителей мобильными устройствами, позволяющими на месте заносить информацию о наличии товара в том или ином магазине.

Проводить инвентаризацию каких-либо запасов в магазинах нет смысла, поскольку таких запасов попросту нет или они крайне малы. Быстрая оборачиваемость, поставка товаров малыми партиями – вот основные особенности розничных точек. Правда, в крупных сетях имеются большие распределительные центры, в которых применяются все те же правила внутрискладской работы, как для оптовых компаний.

Автоматизированная система управления крупным складом должна включать в себя следующие основные возможности:

  • оптимальное размещение товара с точки зрения «уходимости» (в соответствии с АВС-анализом) и соблюдения условий хранения;
  • наличие четкой стратегии набора, пополнения и перемещения складских запасов;
  • оптимальное распределение ресурсов внутри склада в течение суток; обеспечение работы с дополнительным оборудованием (радиотерминалы, карусели, конвейеры и т.п.);
  • маркировка и идентификация товара;
  • проведение контрольных процедур, инвентаризация товарного запаса.

Очевидно, что данный список можно продолжить в зависимости от возможностей той или иной системы управления складом (Warehouse Management System - WMS). Современные WMS системы предлагают большой спектр возможностей для торговых компаний и дистрибуторских центров.

Неразрывная связь

Выводя на рынок новые товары, оптовая компания автоматически сталкивается с необходимостью предоставления различных схем работы с данной продукцией (реализация, консигнация, торговля на комиссии и т.п.). Очевидно, что для каждого варианта необходимо обеспечить корректность выписки и обработки документов в учетной системе. Это еще один фактор, который может привести к увеличению объема необходимых настроек.

Розничным компаниям, как правило, достаточно настроить относительно небольшой объем операций для выписки необходимых документов, связанный с процессом реализации товаров (товарные чеки, кассовые отчеты и т.п.). Однако в случае, когда у компании имеется большое количество поставщиков, документооборот, связанный с обработкой входящего потока, значительно может возрасти. Именно поэтому магазины стараются максимально упростить для себя обработку данного потока, переложив весь труд на плечи поставщиков, устанавливая им жесткие правила работы. Порой, требуя предварительную автоматическую передачу необходимой информации о планируемых поставках (в заданном формате), не говоря уже об ассортименте данного поставщика, реализуемого в магазинах торговой сети.

Необходимо отметить также, что учет товарных запасов неразрывно связан с бухгалтерским и управленческим учетом в компании. Для оптовика характерны сложные схемы расчетов с поставщиками, подрядчиками и клиентами, включающие зачастую внешнеторговые сделки, а также большое количество однородных производственных и торговых участков, нуждающихся в сравнении. Для розничных точек, в силу особенностей ведения бизнеса, подобные проблемы не актуальны, хотя существуют сложности с учетом товаров, имеющих различные ставки налогов (например, НДС) и серийным учетом товаров, полученных от различных поставщиков.

Евгений Козлов / CNews

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153