Спецпроекты

На страницу обзора
Что предлагают платформы no-code в 2025 году

В ситуации повышения затрат на ПО и дефицита разработчиков, рост спроса на разработку без кода no-code, она же zero-code, в России продолжает увеличиваться. Рассмотрим плюсы и минусы этой технологии, а также ее перспективы в ближайшие годы.

Почему платформы класса no-code востребованы бизнесом

Привлекательность платформ no-code заключается в том, что они позволяют пользователям, не обладающим навыками программирования, создавать функциональное приложение, опираясь на визуальные интерфейсы. Платформа самостоятельно генерирует код и развертывает приложение в целевой среде. Таким образом, no-code предоставляет возможность осуществлять разработку, обслуживание и обновление без ручного кодирования, что позволяет серьезно экономить время и ресурсы.

Возможности платформы чаще всего используются для создания сайтов, мобильных или браузерных приложений, чат-ботов, инструментов для автоматизации бизнес-процессов, сбора и автоматизации рассылок.

Рейтинг российских платформ no-code 2025. Структура баллов

Подробнее: Обзор «Российские платформы no-code 2025»

Интерфейсы и персонализация
Интеграция, документы и обработка данных
Аналитика и визуализация
155
150
1120
115
360
155
160
1075
115
370
155
150
1085
115
345
155
140
1070
115
325
155
160
1095
90
280
155
160
1065
115
265
155
160
975
50
355
155
160
1000
85
205
155
150
1020
100
175
155
160
975
50
210
155
140
915
65
155
135
140
830
70
145
60
160
795
60
155
135
110
580
50
55

Также среди бизнес-задач, которые решаются с помощью платформ no-code, следует упомянуть запуск и проверку MVP (англ. Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт, то есть продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями, его основная задача — это получение обратной связи для формирования гипотез дальнейшего развития продукта), проверку гипотез или отдельных функций, а также сборку прототипа будущего продукта. Скажем, на стартовом этапе деятельности компании no-code позволит сделать сайт без финансовых трат или при отсутствии навыков программирования.

В бизнесе платформами no-code пользуются маркетологи, продакт-менеджеры, аналитики, дизайнеры и сами предприниматели. Благодаря простоте и доступности, такие инструменты могут быть использованы пользователями из различных отделов компании. Это открывает возможность сотрудничества для профессионалов из разных областей и позволяет им совместно создавать более эффективные решения.

О востребованности платформ no-code подхода говорят цифры. Согласно рейтингу крупнейших no-code компаний России по итогам 2024 г., составленному Smart Ranking совместно с Nocode circle, объем рынка no-code достиг 3,2-3,5 млрд руб., тем самым прибавив около 40%, если сравнить с показателем 2,3 млрд руб. за 2023 г. При этом центральным трендом в этой сфере 30% опрошенных участников рейтинга назвали внедрение в разработку no-code инструментов искусственного интеллекта.

No-code: плюсы и минусы использования

Перечислим ключевые достоинства платформ no-code.

Прежде всего, платформы no-code не требуют серьезных расходов, позволяя получить быстрый результат при минимальных затратах финансов и рабочей силы.

Каждая платформа no-code содержит готовые шаблоны под конкретный формат или бизнес, что дает возможность быстро добиваться красивого и функционального результата. Это позволяет серьезно экономить время, по сравнению с традиционной программной разработкой.

Затем надо отметить легкость освоения: любая платформа no-code представляет собой инструмент без кода, который за счет простых и нередко интуитивных интерфейсов понятен обычному пользователю, не обладающему специальными знаниями.

Поскольку платформы no-code рассчитаны на неопытных пользователей, то, как правило, любая платформа поддерживается базами обучающих материалов: инструкций, видеоуроков, курсов по продуктам.

Наконец, платформа no-code содержит только готовые модули с кодом, которые по запросам пользователей разработчики уже не раз проверили и исправили, что означает крайне низкую вероятность ошибки.

К недостаткам платформ no-code следует отнести в первую очередь отсутствие гибкости при создании конечного продукта. Поскольку пользователю доступен только функционал самой платформы и отсутствует кастомизация, то нестандартные идеи воплотить не удастся и масштабировать решение no-code под новые условия будет непросто. Кроме того, работа на платформе no-code без контроля ИТ-отдела может привести к созданию несовместимых с другими системами продуктов и причинить урон безопасности. Наряду с этим и сам поставщик платформы способен повысить тариф, без предупреждения изменить набор функций платформы, ограничить доступ к платформе и т.п.

Правильный выбор платформы no-code

Чтобы выбрать наиболее подходящую платформу no-code для конкретной компании, следует пристально рассмотреть как ряд свойств каждой платформы, так и потребности бизнеса, желающего сделать выбор в пользу no-code.

Следует начать с оценки требований бизнес-проекта: прежде всего, проанализировать сложность, масштаб и цель приложения или сайта которые предстоит создать. Осознание сути требуемых задач, которые будут решаться с помощью платформы no-code, может помочь определить функции и возможности, которые наиболее важны для задуманного проекта.

Важным условием будет простота использования платформы no-code. Удобный интерфейс жизненно важен для эффективной разработки приложений, поэтому выбранная платформа no-code должна обеспечивать удобную навигацию и плавное обучение, особенно для участников разработки, не обладающими техническими знаниями.

Платформы no-code позволяют пользователям, не обладающим навыками программирования, создавать функциональное приложение, опираясь на визуальные интерфейсы

Нельзя не упомянуть и вопрос масштабируемости платформы. Выбранная платформа no-code должна быть оборудована для удовлетворения увеличивающихся требований вместе с ростом компании и приложений. Таким образом, выбранная платформа должна легко масштабироваться вместе с потребностями приложения и способна поддерживать растущую нагрузку.

Еще одним важным фактором выбора платформы no-code станет вопрос интеграции. Вероятнее всего, разрабатываемое приложение потребуется связать с другими сервисами, инструментами или технологиями. Необходимо тщательно ознакомиться с вариантами интеграции платформы no-code, чтобы быть уверенным в ее способности беспрепятственного взаимодействия с системами, требующимися для реализации проекта.

В идеале следует выбирать платформу no-code с заинтересованным и активным сообществом, способным предоставить ценную информацию и поддержку. Поддержка такого сообщества способна упростить обучение и устранение неполадок.

Финансовая сторона вопроса всегда остается важным фактором при выборе любого программного решения. Следует сравнить цены на различные платформы no-code и выбрать вариант, включающий необходимые для реализации проекта функции с одной стороны, и с другой — укладывающийся в выделенный на разработку бюджет.

И, наконец, последним шагом перед принятием окончательного решения, должен стать запрос демонстрации или пробной версии платформы no-code. Опыт использования инструмента на практике, может оказаться более ценным в принятии решения о его пригодности для проекта, чем теоретические соображения.

Перспективы no-code

Сегодня продолжает расти спрос на приложения и платформы с естественным пользовательским интерфейсом NUI (англ. Natural User Interface – пользовательский интерфейс, позволяющий пользователю взаимодействовать с машинами естественным и интуитивным образом, подобно взаимодействию с реальным миром). Созданная мобильными устройствами среда, в которой пользователи ждут реализации всех пожеланий сразу и при этом с меньшими усилиями, закономерно стала стимулом роста спроса на максимально простые в разработке, поддержке и эксплуатации программные решения.

Именно такую простоту обеспечивают решения no-code, давая возможность пользователям без знаний и навыков разработки быстро создавать программные продукты.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153