Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Маркет

Защита от утечек: иностранцы активно вытесняют русских разработчиков

Иностранные производители систем защиты от утечек демонстрируют высокие темпы роста на российском рынке. Пока россияне уверено лидируют, но потенциал их развития заметно ниже, считают аналитики.

Аналитики Anti-malware.ru провели анализ российского рынка систем защиты от утечек данных (DLP), сравнив его состояние в 2008 г. и 2009 г. Общий объем российского рынка DLP-систем в 2009 г. вырос на 8,1% до $15,3 млн, год назад аналогичный показатель составлял $14,2 млн.

Под DLP-системами в исследовании понимались продукты, позволяющие обнаружить или блокировать несанкционированную передачу конфиденциальной информации с использованием информационной инфраструктуры предприятия. Такое ПО должно контролировать передачу данных через e-mail или мессенджеры, запись на внешние устройства и сетевую печать.

Все крупнейшие разработчики показали рост продаж, исключая лидера - компанию Infowatch. Ее выручка снизилась более чем на 30% - с $7,2 млн в 2008 г. до $5 млн в 2009 г. Рыночная доля упала с 50,9% до 32,7%. Для аналитики Infowatch предоставляла данные аудированной отчетности, в указанные суммы входит только продажа лицензий на Traffic Monitor.

«Мы работаем в enterprise-сегменте, наши проекты начинаются от 1000 пользователей. Продажи у этих клиентов просто отложились, до августа 2009 г. никто из них не вкладывался в ИБ», - объясняет CNews заместитель генерального директора Infowatch Рустэм Хайретдинов. Зато в первом квартале 2010 г., по его словам, Infowatch подписал контрактов на сумму, сопоставимую с объемом продаж всего 2009 г.

Таблица 1: Объем продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2008-2009 гг.

Производитель Объем продаж млн.долл., 2008 Объем продаж млн.долл., 2009 Рост 2008-2009
InfoWatch 7,2 5 -30,60%
Инфосистемы Джет 3,5 4,5 28,60%
SecurIT 2,1 2,9 38,10%
Websense 0,7 1,2 71,40%
Symantec 0,1 0,7 1300,00%
McAfee 0,3 0,3 0,00%
Другие 0,3 0,7 133,30%
Весь рынок 14,2 15,3 8,10%

Выручка от продажи DLP-решений находящейся на втором месте компании «Инфосистемы Джет» выросла более чем на 28% - с $3,5 млн до $4,5 млн. Рыночная доля увеличилась с 24,7% до 29,4%. Третье место рейтинга также за российским игроком SecurIT. Его выручка от DLP в 2009 г. составила $2,9 млн., доля – 19%. Замыкают первую шестерку списка зарубежные игроки – Websence, Symantec и McAfee. В 2008 г. по расчетам Anti-malware, в сумме на них приходилось 7,4% российского рынка, а в 2009 г. аналогичный показатель вырос до 17%.

В 2010 г. аналитики прогнозируют рост российского рынка DLP-систем на 20-30% до общего объема $18-20 млн. Что касается Infowatch, то, по словам Рустэма Хайретдинова, в собранных компанией планах партнеров на 2010 г. говорится о выручке в 270 млн руб. ($9 млн). «Наша задача в 2010 г. – вернуться на уровень 2008 г., - резюмирует он. Оценивая потенциал роста компаний, аналитики прогнозируют низкую динамику роста всем троим российским игрокам, и высокую - догоняющим их зарубежным компаниям.

Таблица 2: Доли рынка основных игроков DLP-рынка в России за 2008-2009 гг.

Производитель Доля рынка 2008 Доля рынка 2009 Изм. доли рынка 2008-2009
InfoWatch 50,90% 32,70% -18,20%
Инфосистемы Джет 24,70% 29,40% 4,70%
SecurIT 14,80% 19,00% 4,10%
Websense 4,90% 7,80% 2,90%
Symantec 0,40% 4,60% 4,20%
McAfee 2,10% 4,60% 2,50%
Другие 2,10% 2,00% -0,20%

Как рассказал CNews Илья Шабанов, основатель и управляющий партнер anti-malware.ru, после 2010 г. рост доли иностранных компаний в продажах DPL-систем в России продолжится. «Этот рынок растворится в более крупном рынке ИБ, - говорит он. – Отдельно DLP-функционал будет востребован мало, заказчики будут стремиться получить комплексные, гарантированно совместимые решения одного вендора. Что, безусловно, усилит позиции зарубежных игроков, т.к. их российские коллеги сейчас не могут закрыть своими решениями такие потребности».

4 уровня управления: как происходит цифровая трансформация в экосистемной компании
Цифровизация

Данные о выручке компаний в этом исследовании были получены от участников рынка, из открытых источников, также аналитики Anti-malware.ru пользовались собственными оценками. Объемы продаж указаны в пересчете в доллары США в ценах для конечных пользователей. Нужно иметь в виду, что цены для конечного пользователя и данные реальных доходов разработчиков различаются на величину наценки каналов продаж.

Из объемов продаж не вычитались сопровождающие услуги: предпродажный консалтинг, внедрение, послепродажное обслуживание. В приведенные суммы также включено поставленное программное и аппаратное обеспечение третьих сторон (СУБД Oracle, ОС Sun Solaris, серверное оборудование и т.д.)

Денис Легезо