Разделы

Бизнес Телеком

Волна увольнений накрыла Motorola

Компания Motorola объявила о новых масштабных сокращениях своих сотрудников. До конца текущего года штат мирового вендора сократится на 4000 человек в дополнение к 3500 работникам, увольнение которых должно закончиться до конца июня 2007 г. Специалисты не сомневаются, что это поможет уменьшить издержки, но несколько расходятся во мнении относительно перспектив Motorola на рынке.
В компании Motorola предстоят новые значительные сокращения штатов в рамках программы уменьшения издержек. До конца 2007 г. будут уволены 4000 сотрудников. Второй по величине мировой производитель мобильных телефонов планирует, что эта мера вместе с сокращением административных издержек позволит сэкономить порядка $600 млн. и тем самым добиться большей прибыли. В то же время издержки, связанные с сокращением рабочих мест, обойдутся примерно в $300 млн.

Motorola также подтвердила, что объявленное в начале текущего года сокращение 3500 сотрудников будет завершено к 30 июня. Благодаря этой волне увольнений планируется сэкономить около $400 млн. Таким образом, в течение 2007 г. штат компании сократится на 7500 человек — примерно на 14% (в конце 2006 г., по данным американского производителя телефонов, число его работников составляло около 66 тыс. человек).

Напомним, что Motorola показала крайне неутешительные финансовые результаты за I квартал 2007 г. Операционные убытки за отчетный период составили $366 млн. против операционной прибыли в $849 млн. в I квартале 2006 г. Чистые убытки Motorola в I квартале 2007 г. составили $181 млн. против $686 млн. чистой прибыли за аналогичный период годом ранее. Объем продаж компании в I квартале 2007 г. достиг $9,433 млрд., что на 1,8% меньше аналогичного показателя годом ранее.

Зарубежные эксперты склонны считать, что улучшению положения дел в Motorola прежде всего сможет помочь не оптимизация рабочих сил, а вывод на рынок революционных моделей телефонов. Так, аналитик компании Oppenheimer Лоуренс Харрис считает, что американский вендор должен разработать такой же хит, как представленный в свое время Razr, чтобы, прежде всего, произвести впечатление на инвесторов, сообщает Reuters. «Сокращение рабочих мест, конечно, поможет компании Motorola вернуться к доходности, но этого явно недостаточно, чтобы рассчитывать на весомые цифры», — подчеркнул специалист.

«Сокращение персонала — это классический способ сокращения издержек и преодоления кризисных ситуаций», — констатирует аналитик агентства J’son & Partners Сергей Савин. Он согласен с мнением, что дальнейшие перспективы Motorola во многом зависят от вывода на рынок новейших интересных моделей, которые могут повторить судьбу Razr. «В области дизайна от компании Motorola также давно не было интересных решений, — отмечает г-н Савин. — В то же время основные конкуренты агрессивно действуют в этом направлении».

Впрочем, ряд российских участников рынка более оптимистично смотрят на ситуацию вокруг Motorola. «Думаю, что сокращение штатов во многом связано с оптимизацией технологического процесса и "отсечением" тупиковых подразделений, — говорит Михаил Фадеев, директор российского представительства компании E-Ten Information Systems, поставщика Windows Mobile коммуникаторов. По его мнению, тот факт, что Motorola давно не представляла на рынке революционных моделей, отнюдь не показатель какой-либо определенной тенденции.

Где тонко, не рвется: как BI-продукты помогают увидеть узкие места и принять верное решение
Импортонезависимость

«Все помнят времена RazR и поневоле приводят отсутствие подобных прорывов в качестве аргумента в пользу "теории заката", — отмечает г-н Фадеев. — На самом деле такие прорывы у любой компании случаются нечасто — большинство новых моделей — по сути эксплуатация старых, уже отработанных решений и идей: чуть-чуть новый дизайн, слегка другой форм-фактор, 1-2 новые функции, которые заметят, пожалуй, только 10% потребителей. И это не только касательно Motorola — это общий фон работы большинства вендоров обычных телефонов. Революционные прорывы, подобные Razr, бывают раз в несколько лет. По большому счету, все современные модели телефонов имеют примерно одинаковый набор функций. Вообще, в сегменте мобильной связи сейчас наблюдается тенденция не столько к наращиванию технологий, сколько к предложению новых дизайнерских решений, подчас весьма спорных и в большинстве своем направленных на какую-то узкую потребительскую группу».

По словам специалиста, у Motorola еще есть большой задел, в том числе и связанный с линейкой Razr, на которой вендор в свое время неплохо «выдвинулся». Кроме того, укрепить позиции компании должна представленная недавно серия Razr2. «Основным рынком сбыта продукции Motorola остается американский, и кардинального снижения продаж в краткосрочной перспективе здесь не ожидается — рынок весьма инерционный, — заключил Михаил Фадеев. — Даже если компания Эда Зандера ослабит свои позиции в Европе, где царит Nokia, на ее общемировой доле это вряд ли скажется значительно».

По мнению Сергея Савина, сохранить неплохое положение в мире компании Motorola помогут традиционно сильные позиции на американском рынке и грамотная стратегия продаж телефонов бюджетного сегмента, прежде всего, в развивающихся странах. «В 2007 г., конечно, будет падение доли Motorola на мировом рынке мобильных телефонов, но не очень существенное, — считает г-н Савин. — По крайней мере, той ситуации, которую мы наблюдали у BenQ Siemens, точно не будет».

Андрей Арсентьев