Разделы

Интернет Веб-сервисы

В интернет-магазинах теперь как в «оффлайне»

Интернет-магазины в России становятся все более похожими на своих оффлайновых собратьев. Структура спроса на самый ходовой товар интернета – книги - становится практически идентичной традиционным продажам книжных магазинов на улицах Москвы, демонстрируя все возрастающую роль в Сети обыкновенных граждан нашей страны, севших за компьютер. В списке наиболее продаваемых книг в интернете пока отсутствуют, к счастью, такие авторы, как Донцова или Дорофеев, но, вполне вероятно, что в 2003 году они (или их аналоги по жанру) все же войдут в лидеры.
При анализе рейтингов продаж за прошлый год становится очевидным, что сегодняшняя аудитория Рунета стала более демократичной, и в нее органично влились те слои населения, которые раньше считались случайными посетителями. И интернет-магазинам, и компаниям, делающим бизнес в интернете, явно пора перестраиваться на более массового и менее квалифицированного посетителя.

Самым заметным отличием в рейтингах продаж традиционных магазинов и продаж в интернете стала бухгалтерская и правовая литература. Она не присутствует в десятке самых продаваемых книг магазина «Озон», тогда как в ТД «Библио-Глобус» самой продаваемой книгой января 2003 года стала справочная книга для бухгалтеров «Годовой отчет за 2002 год», и, хотя этот факт можно признать сезонным, гражданский и уголовный кодексы Российской Федерации держат в рейтинге продаж твердое седьмое и восьмое места.

Наиболее очевидно сравнение авторов, лучше всего продающихся в онлайне и в обычных магазинах. Самыми продаваемыми авторами 2002 года в традиционном книжном магазине «Библио-Глобус» стали Джоан Роулинг, Дарья Донцова и Борис Акунин, тогда как в тройку лидеров «Озона» вошли тот же Акунин, Джоан Роулинг и Паоло Коэльо.

Анатолий Шкред, председатель совета директоров eHouse, в который входит интернет-магазин bolero.ru, согласен с тем, что происходит сближение ассортимента книжных интернет-магазинов и их оффлайновых конкурентов. Однако, по мнению Анатолия Шкреда, изменение структуры продаж является следствием изменения социальной и профессиональной принадлежности среднестатистического пользователя. «Интересы читателей не изменились, изменился сам читатель. "Компьютерная молодежь", да и "компьютерные старики" (слегка повзрослевшая молодежь из первопроходцев интернета) по-прежнему читают фэнтези, фантастику и "модную" литературу - Коэльо, Сорокина, Акунина. "Золотая" молодежь (из московских студентов и передовиков в регионах) – читает Мураками и Фрая», - считает Анатолий Шкред.

Директор интернет-магазина «Озон» Владимир Долгов считает, что результаты продаж книг, видео и музыки в 2002 году полностью соответствуют общей тенденции развития интернета в России. «Рунет становится массовой и общепопулярной средой – меняются и покупательские приоритеты», - отметил Владимир Долгов. По его словам, последние несколько лет неизменными лидерами книжных продаж были компьютерные книги, фэнтези и деловая литература, тогда как в 2002 году список бестселлеров стал больше напоминать обычный книжный магазин. По сути дела, аудитория интернет-магазинов расширилась настолько, что стала активно затрагивать те слои населения, которые если раньше и знали об интернете, но пользовались им от случая к случаю, - и лишь в прошлом году, внезапно осознав удобство и простоту совершения покупок во всемирной паутине, ринулись покупать Коэльо и Мураками.

В топ-10 2002 года «Озона», в порядке убывания интереса покупателей, вошли следующие книги: Б. Акунин «Внеклассное чтение», П. Коэльо «Алхимик», Дж. Роулинг «Гарри Поттер и кубок огня», Кьелл А. Нордстрем, Й. Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку капитала», «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли», Л. Якокка «Карьера менеджера», П. Коэльо «Книга воина света», П. Коэльо «Алхимик» и Д. Коллинз «От хорошего к великому». Этот список достаточно близок к списку самых продаваемых авторов «Библио-Глобуса» в 2002 году: Дж. Роулинг, Д. Донцова, Б. Акунин, И. Верещагина (с соавторами), П. Коэльо, А. Кристи, Х. Мураками, Ю. Голицынский, Дж. Р.Р. Толкин, Г. Дорофеев (с соавторами).

Как подготовить ИТ-архитектуру к внедрению ИИ
цифровизация

Первый месяц 2003 года для традиционных магазинов прошел под знаком сдачи годового отчета бухгалтерами. Десятка января в «Библио-Глобусе» выглядит следующим образом в порядке убывания популярности: «Годовой отчет за 2002 год», Солженицын А. «Двести лет вместе», Мураками Х. «Охота на овец», неизменная грамматика английского языка Голицинского, Лавров В. «Царские сокровища, или Любовь безумная», Радзинский Э. «Наполеон: Жизнь послесмерти», а затем – новая редакция Гражданского процессуального кодекса РФ. На восьмом месте стоит Налоговый кодекс, а девятое и десятое занимает Дж. Роулинг с книгами "Гарри Поттер и кубок огня" и "Гарри Поттер и узник Азкабана".

Вместе с тем, Владимир Долгов считает, что некоторые особенности спроса в интернете не претерпели серьезных изменений за 2002 год. В частности, в структуре региональных продаж продолжают лидировать компьютерная и деловая литература, и, по мнению Долгова, эти книги просто не доходят в регионы. В структуре же книжных продаж «Озона» в Израиль и США высокую долю занимает научная литература, особенно по точным наукам.

Анатолий Шкред также считает, что региональные заказы по структуре напоминают среднестатистические московские заказы двухлетней давности, с преобладанием компьютерной литературы. Однако он утверждает, что это говорит не о том, что там ее не хватает (там «вообще всего не хватает», считает Анатолий Шкред), а что там пока такой пользователь. То есть среднестатистический пользователь интернета - это пока все же не среднестатистический гражданин России, и различия в этих двух субъектах более наглядно проявляются в регионах.

Источники: собственная информация CNews.ru.