Разделы

Бизнес Телеком

Сотовые дилеры из регионов используют последний шанс

Региональные дилеры мобильных телефонов консолидируются для отстаивания своих интересов на федеральном уровне. Официальная цель нового объединения - выработать единую стратегию работы с крупнейшими вендорами и операторами связи. Фактически же, члены новой ассоциации хотят вместе препятствовать дальнейшему проникновению крупных федеральных дилеров-«москвичей» на региональные рынки.
На этой неделе в России создана межрегиональная «Ассоциация мобильных технологий», объединившая 22 региональные розничные компании*, специализирующиеся на продаже мобильных телефонов, — это около 800 салонов в более чем 170 городах России. Объемы продаж ассоциации составляют около 3,5 млн. телефонов и 5 млн. контрактов (подключений к операторам сотовой связи) в год.

По мнению председателя ассоциации Александр Доросинского, «в регионах сформировались хорошо структурированные, разветвленные розничные сети с отлаженным торговым и постпродажным сервисом. Они не просто составляют конкуренцию федеральным (в основном, московским) сетям, но и превосходят их по инфрастуктуре и объемам продаж. Консолидация региональных ритейлов позволит вести более конструктивный диалог с вендорами, формировать единую маркетинговую политику по всей стране».

Следующим этапом в работе ассоциации станет выстраивание отношений с операторами сотовой связи. Однако заинтересованы ли сами операторы работать с локальными дилерами, даже объединенными в единую организацию, остается под вопросом. «Федеральные операторы предпочитают работать с дилерами, располагающими достаточными ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для организации обслуживания абонентов в соответствии со своими стандартами, — рассказали CNews в пресс-службеМегафона“. — Кроме того, с крупными дилерскими сетями мы сотрудничаем в проведении совместных промоакций. Небольшие региональные компании такими возможностями не обладают. Экспансия на региональные рынки московских дилеров, которые таким образом уже приобретают статус, по крайней мере, межрегиональных, стимулирует локальные рынки, что выгодно местным операторам. Сильные региональные дилеры к такой конкуренции готовы, более того, они и сами признают, что заинтересованы в усилении конкуренции, которая развивает локальные рынки. Более мелкие предприятия переходят в ранг субдилеров, а нежизнеспособные — отмирают. Ничего трагического в этом мы не видим, это — закон рынка».

Тем не менее, московские розничные дилеры мобильных телефонов не видят в новом объединении угрозу своим позициям на рынке. «К нашему стыду, мы не знаем компаний, входящих в ассоциацию, — поделились с корреспондентом CNews в „Евросети“. — Возможно, потому, что мы считаем конкурентами компании, завоевавшие определенную долю рынка — не менее 5%. Однако мы желаем ассоциации достигнуть своих целей, хотя, по нашему мнению, в истории пока нет успешных примеров развития подобных альянсов».

Аналогичное мнение высказывают и в компании «Максус», работающей под брендом «Связной». «На наш взгляд, подобное объединение региональных компаний в отдельную ассоциацию не представляет большой угрозы для таких крупных федеральных сетей, как „Связной“, — полагают в пресс-службе компании. — Вряд ли они смогут консолидированно влиять на ценообразование, а реализовать все цели ассоциации будет сложно из-за особенностей регионов, в которых работают эти компании, и разных масштабов их бизнеса. Кроме того, объединение слишком большого количества людей и интересов не всегда приводит к положительному результату».

Впрочем, некоторые столичные ритейлеры мобильников более оптимистичны. «В нашем представлении, подобная ассоциация могла бы быть жизнеспособной, - рассказала корреспонденту CNews Валерия Солок, генеральный директор сети салонов «Беталинк». - Это очень трудная, но выполнимая задача. Трудность заключается в том, что объединить все интересы стольких компаний ассоциации сложно, а основные интересы, связанные с издержками на логистику и с преимуществами единого заказа на поставщиков, часто терпят фиаско из-за финансовых и коммерческих разногласий партнеров. Кроме того, ассоциация в таком составе не сможет воспользоваться ни одним из таких стратегических преимуществ альянса, как общая маркетинговая и рекламная активность, вложения в качество, единая логистика, единое управление. Тем не менее, мы хотим пожелать удачи компаниям, вошедшим в ассоциацию, и с радостью будем продолжать с ними сотрудничать»

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

В компании DIXIS также отмечают, что примеров, когда объединениям отдельных коммерческих структур удавалось добиться каких-либо положительных результатов, немного и, в основном, относятся они к лоббированию общерыночных интересов в области законодательства. В данном же случае каждый участник все равно будет преследовать, в первую очередь, собственные интересы. Кроме того, в компании считают не совсем корректным тот факт, что ассоциация ищет образ врага в лице федеральных дилеров. «Выбирать одной из целей своей работы противостояние москвичам в корне неправильно, поскольку, кроме коммерческих интересов любой компании, существуют интересы покупателя — именно на это следует направлять усилия, а не тратить их на „войну миров“, — говорит глава пресс-службы DIXIS Татьяна Москалева. По ее мнению, возможным выходом для региональных сетей в данный момент является переход под федеральный бренд на условиях франчайзинга, иначе уже в ближайшее время никакие ассоциации не помогут им выжить, и останется либо продать бизнес за не слишком высокую цену, либо просто уйти с рынка. „Надо сказать, что часть членов ассоциации уже сделала правильный выбор в пользу франчайзинга“, — отмечает г-жа Москалева.

»Попытка объединения разрозненных игроков рынка в единую организацию заслуживает уважения, но вряд ли будет успешной, — полагают и в компании «Техмаркет». — На российском рынке уже было несколько таких попыток, но все они закончились провалом. Небольшим разрозненным компаниям с различными подходами к управлению, ценообразованию невозможно договориться и сохранить баланс интересов. Большую выгоду в ценах участники ассоциации вряд ли получат. Тем более, что цены при закупке у оптовиков сейчас не намного отличаются от закупочных цен у вендора. А экономии на логистике не получится из-за слишком большого географического «разброса» этих сетей (170 городов)".

В «Евросети» достаточно пессимистично смотрят и на перспективы взаимодействия ассоциации с производителями мобильников. «Работа этой ассоциации, по нашему мнению, будет поддерживаться вендорами, у которых есть проблемы с реализацией телефонов в России в связи с непрофессиональной сбытовой политикой», — отметила в беседе с CNews Татьяна Гуляева, руководитель пресс-службы «Евросети». В «Техмаркете» придерживаются более широких взглядов: «Вендоры и операторы, безусловно, захотят работать с данной ассоциацией, поскольку объединенные небольшие компании вместе представляют собой довольно крупную сбытовую сеть, создающую определенный баланс на рынке и сглаживающую диктат федеральных сетей, — полагает Оксана Хрусталь, руководитель PR-отдела „Техмаркета“. — Однако из-за проблем с логистикой сотрудничество может не состояться».

*Члены Ассоциации мобильных технологий: «СемьСот», г. Владивосток"; «ИПС», г. Уфа; «Терминал 7», г. Тюмень; «Орбита GSM», г. Пенза; «Сотамаркет», г. Барнаул; «Техносеть», г.Кемерово; «ТелеСОТА», г. Новосибирск; «Simфония», г.Екатеринбург; «Южный округ», г. Ростов-на-Дону; «Дельта С», г. Самара; «Мобайл», г. Ростов-на-Дону; «Мобильный мир», г.Новосибирск; «7 соток», г. Волгоград; «ВиндорсМобайл», г. Петропавловск-Камчатский; «Дарс», г. Ульяновск; «Спектор Связи», г. Владивосток; «Солнечный», г. Омск; «Техимпекс», г. Челябинск; «Дельта Коммуникейшнс», г. Краснодар; «Сот Лайн», г. Оренбург; «Нофелет», г. Нижний Новгород; «Старком», г. Красноярск.