Спецпроекты

Составлен ранкинг поставщиков услуг поддержки решений SAP

Бизнес Финансовые результаты
TAdviser составил рейтинг крупнейших сервисных партнеров SAP в России за 2013 г. Объективно оценить сегодняшнее состояние этого рынка с учетом экономико-политических факторов удастся лишь через год-полтора.

Аналитический центр TAdviser завершил работу над ранкинг «Аутсорсинг поддержки решений SAP: крупнейшие игроки в России», в котором представил данные о доходах сервисных партнеров SAP СНГ за 2012-2013 гг. от соответствующих услуг.

По оценкам TAdviser, в 2013 г. рынок услуг поддержки SAP (за исключением инсорсинговых компаний) превысил отметку в $200 млн. Его объем по отношению к 2012 г. вырос на 17% в долларовом эквиваленте. При этом в 2012 г. рост составлял около 15%.

Лидерами по итогам 2013 г. названы компании ИТСК, IBS и «Энергодата» (см. таблицу). В 2012 г. тремя крупнейшими игроками были IBS, «ЕАЕ-Консалт» и «Энергодата».

Наибольшую динамику среди лидеров ранкинга за 2013 г. показала ИТСК — рост на 68%, несмотря на сокращение числа заказчиков — до 25 (в 2012 г. их было 65). Годом ранее эта же компания демонстрировала рост более 95%.

Учредителями ИТСК выступают компании «Газпром нефть», которая входит в пятерку российских нефтяных компаний по объемам добычи, и «Сибур» — крупнейшая нефтехимическая компания России и Восточной Европы, объединяющая предприятия в 20 регионах нашей страны с общей численностью свыше 30 тыс. сотрудников.

Максимальное количество заказчиков в 2013 г. привлекла IBS (44). Эта же компания ведет проекты по данному направлению в наибольшем количестве отраслей.

Выручка компаний от услуг по аутсорсингу поддержки SAP за 2012-2013 гг.

№ 2012 Компания Выручка, 2013, тыс. руб. (с НДС) Выручка, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2013/2012, % Заказчики по отраслям
1 4 ИТСК (1) 1 694 000 1 009 000 68% н/д
2 1 IBS 875 470 781 670 12% Ритейл, дистрибуция, телеком, финансы, машиностроение, промышленное производство, сервис, строительство, энергетика, медиа, автомобилестроение, FMCG, фармацевтика, металлургия, нефтегаз, госсектор
3 3 Энергодата* 763 000 714 602 7% н/д
4 2 ЕАЕ-Консалт 746 595 745 035 0% Нефтегаз и энергетика
5 - Астерос * 465 000 477 209 -3% н/д
6 9 Парма-Телеком 423 790 162 030 162% ТЭК, госсектор, химия и металлургия
7 - Техно-ИТ 417 000 264 000 58% Нефтегаз, электроэнергетика
8 7 BDO Unicon Outsourcing 374 448 276 574 35% Деревообработка, машиностроение, ритейл, финсектор
9 12 Сапран 146 682 61 000 140% Финсектор, телеком, энергетика, ритейл, металлургия, строительство
10 11 Миго-групп 112 009 96 769 16% Финсектор, госсектор, нефтегаз, консалтинг, производство, ритейл и дистибуция
11 - Skyrise 71 137 45 458 56% Автомобильная промышленность, производство товаров народного потребления, розничная торговля, транспорт и логистика, фармацевтика, химическая промышленность, энергетика.
12 13 Гоу-Лайф 66 950 56 000 20% Энергетика, нефтегаз, телеком, металлургия, химия, госсектор, финансы
13 - Информ-консалт 65 134 н/д н/д н/д
14 16 Норбит 54 899 39 370 39% н/д
15 15 Molga Consulting 52 433 42 008 25% Финсектор, телеком, нефтегаз, автомобилестроение, фармацевтика, ритейл, дистрибуция, FMCG
16 14 Эвола 50 700 45 430 12% Ритейл, нефтегаз, производство
17 17 АЛЬПЕ Консалтинг 48 633 32 000 52% Химия, ритейл, транспорт, стройматериалы, промышленое оборудование, автомобилестроение, фармацевтика
18 18 КОРУС Консалтинг 47 800 25 000 91% Нефтегаз и энергетика

*По данным TAdviser
(1) — данные за 2012 г. скорректированы

Источник: TAdviser

Максимальные темпы роста аутсорсингового бизнеса SAP по итогам 2013 г. продемонстрировали «Парма Телеком» (162%) и «Сапран» (140%). Пять игроков из рассматриваемых показали рост свыше 50%. Однако в TAsdviser осторожны в оптимистичных выводах — ряд компаний, прежде предоставлявших свои данные, в этом году категорически отказались их раскрывать. Обычно это подразумевает спад выручки по рассматриваемому направлению, отмечают исследователи.

CIO и СTO: как меняется влияние ИТ-руководителей в компаниях?
Новое в СХД

На долю первой пятерки приходится 72% выручки Топ-15 игроков (более i4,5 млрд). Годом ранее их доля составляла 70,6% (более i3 млрд), а в 2011 г. — 62,4%. Другими словами, в прошлом календарном году налицо была тенденция к консолидации — постепенному увеличению веса крупных игроков.

В ИТСК заявили, что связывают свой рост с расширением практики — за два года количество штатных специалистов по решениям SAP выросло почти до 500 человек. При этом услуги поддержки предоставляются для всей внедренной функциональности, а проекты компания готова реализовывать самостоятельно для большинства процессов.

Представитель ИТСК в разговоре с CNews обращает внимание на то, что рейтинг TAdviser составлен на проектах, основа которых закладывалась компаниями в 2012-2013 гг. Соответственно современная экономико-политическая ситуация в них никак не отражена. Более того, даже в текущем кризисном году заказчикам фактически сдавались проекты также инициированные ранее. Что же касается 2014 г., то его показатели объективно имеет смысл рассматривать лишь через год-полтора.

Дмитрий Ивицкий, руководитель сервисного центра по поддержке бизнес-приложений компании IBS, считает, что «тренд, который мы наблюдаем в последнее время в сегменте сопровождения и поддержки решений SAP — это постоянное снижение стоимости на данную услугу». По мнению эксперта, это говорит о степени зрелости данного продукта и делает аутсорсинг гораздо более привлекательным и выгодным для клиентов.

«Чтобы обеспечить себе стабильное развитие, важными факторами успеха для сервис-провайдеров на таком рынке, являются постоянный рост клиентской базы, отраслевая диверсификация и выстраивание долгосрочных партнерских отношений с клиентами», — считает Ивицкий.

В беседе с CNews Ивицкий отметил, что с оглядкой на 2008 г. можно сказать, что уже традиционно, в кризисные времена интерес к предлагаемой IBS сервисной модели сопровождения бизнес-приложений возрастает. «С другой стороны многие ИТ-компании и ИТ-команды, которые раньше не занимались сервисом, сталкиваясь с приостановкой проектной активности, пытаются, что называется "пересидеть” кризисное время на сопровождении, при этом зачастую сильно демпингуя», — добавляет он. По его мнению, это, безусловно, повышает общий конкурентный фон. «Однако эффективность наших внутренних сервисных процессов, распределенная региональная ресурсная и партнерская сеть, комплексный сервис “одного окна” по эксплуатации и развитию не только приложений SAP но и смежных систем (в том числе заказных, самописных и сильно кастомизированных), позволяет нам успешно конкурировать не только по качеству и стабильности сервиса с такими аутсорсерами-однодневками, что в общем очевидно, но также и по цене», — заключает Ивицкий.

Александр Семенов, президент «Корус Консалтинг», связывает рост показателей своей компании (+91%) с тремя факторами. «Во-первых, рынок законченных SAP-проектов в 2013 г. существенно вырос, и всем этим проектам требуется поддержка», — говорит он. Во-вторых, по его мнению, в российских компаниях растет понимание эффективности аутсорсинга. Третий фактор — активное развитие инсорсинговых компаний и создание новых концепций взаимодействия между ними, заказчиками и внешними ИТ-поставщиками.

В TAdviser отмечают, что на данный момент услуги поддержки приложений SAP оказывают более 100 партнеров компании, большинство из которых имеют статус SAP Service Partner или выше. Более 70% рынка ИТ-аутсорсинга решений SAP в России приходится на федеральных игроков и крупных сервис-провайдеров.