Разделы

Телеком Мобильная связь ИТ в торговле

Россияне покупают меньше мобильников

По прогнозам аналитиков, в этом году в России мобильных телефонов будет продано меньше, чем в прошлом. Эксперты считают, что сокращение продаж объясняется насыщением рынка сотовой связи и, кроме того, на рынке продолжают сказываться последствия прошлогоднего таможенного кризиса.
Аналитики международной исследовательской компании IDC прогнозируют снижение объемов продаж мобильных телефонов в России в 2006 году на 9% по сравнению с предыдущим годом, когда было продано 31,9 млн аппаратов. Количественный объем прошлогодних продаж аналитики J`son&Partners оценивают выше — 33,5 млн, а темпы снижения чуть медленнее: по уточненным на этот год прогнозам J&P, в этом году рынок сократится на 4,5% и составит 32 млн. штук.

"Основной фактор сокращения продаж — это насыщение рынка сотовой связи, — прокомментировал для CNews аналитик J&P Сергей Савин. — Прирост новых абонентов существенно замедлился, что и сказалось на рынке мобильных телефонов. На текущий момент рынок, в основном, формируют «реплейсмент»-покупки. По нашим прогнозам, мы ожидаем снижения в 2006–2007 годах, далее рынок стабилизируется и будет расти, но более скромными темпами. Дополнительным фактором этого роста может стать запуск 3G-сетей".

«Рынок до сих пор не оправился от прошлогодних потрясений, вызванных арестами на таможне крупных партий мобильных телефонов, — считает Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting, — это привело к повышению розничных цен на аппараты и, соответственно, общему сокращению объемов продаж».

Распределение долей вендоров по количеству продаж на розничном рынке сотовых телефонов в РФ в 1-м полугодии 2006 года

Источник: данные «Евросети».

В IDC соглашаются с тем, что период наиболее быстрого роста для операторов мобильной связи уже закончился: «по сравнению с прошлым годом объем рынка продолжает сокращаться, и это результат предшествовавшего бурного роста. Рынок мобильных телефонов восстановится, но этот процесс будет долгим», — отмечает Саймон Бейкер, руководитель программы исследований IDC в России. Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин, напротив, полагает, что рынок начнет расти уже с начала следующего года. «На это повлияет несколько факторов, — рассказал в беседе с корреспондентом CNews г-н Савватин. — Во-первых, активизации продаж способствуют многочисленные совместные программы вендоров и сетевых ритейлеров по продвижению новых моделей телефонов, приобретающихся на замену имеющимся. Во-вторых, мы надеемся, что рынок войдет в фазу роста, когда вендоры начнут переходить на прямой импорт своей продукции. И, наконец, немаловажным фактором может служить появление в следующем году новых низкобюджетных моделей трубок и рост их продаж, особенно в регионах». Напомним, что о своем намерении работать на российском рынке, минуя дистрибьюторские каналы поставок, не так давно заявила Motorola. По имеющейся на рынке информации, перейти к прямой схеме поставок планируют Samsung, Nokia и Sony Ericsson.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

В целом, объем рынка мобильных телефонов во втором полугодии этого года оценивается исследователями J&P в 14,5 млн штук, что в денежном выражении составляет около $2,65 млрд. Данные аналитиков компании «Евросеть» более пессимистичны: объем розничных продаж в первом полугодии 2006 года составил 13,5 млн, а оборот — $2,9 млрд. При этом в «Евросети» отмечают, что данные показатели на 20% в количественном отношении меньше розничных продаж первого полугодия прошлого года, а в денежном — практически равны объему продаж в аналогичном периоде прошлого года. Таким образом, средняя розничная стоимость сотового телефона, по данным крупнейшего российского ритейлера, составила в этом году $190, что на 20% выше средней стоимости телефона в первом полугодии 2005 года. Аналитики J&P объясняют это сокращением доли продаж низкобюджетных моделей, ростом продаж в сегменте более $200, причем наиболее высокие темпы роста пришлись на сегмент свыше $350. «По итогам первого полугодия 2006 года, согласно нашим оценкам, доля сегмента свыше $200 составила около 34% от всех продаж в штуках, за аналогичный период 2005 года на долю данного сегмента приходилось порядка 21% продаж», — комментирует для CNews Сергей Савин.

Об усилении роли регионов в территориальном распределении продаж говорят и в J&P. По словам Сергея Савина, происходит постепенное снижение доли столичных регионов с 22% по итогам 2005 года до 12% в первом полугодии текущего года. «Следующими значимыми по объемам продаж регионами после Москвы и Санкт-Петербурга стали Краснодар и Екатеринбург, включая областное окружение», — отмечает г-н Савин.