Разделы

Наука Маркет

Развитие ДДЗ в России: есть концепция, но нет политики

Эксперт CNews, анализировавший подготовленную Роскосмосом Концепцию развития российской космической системы ДЗЗ на период до 2025 года, остался не вполне удовлетворен увиденным. Вопросы фундаментальной для отрасли и страны значимости остались в стороне.
Россия уже много лет нуждается в космических радарах для съемки полярных областей и ледовой разведки из-за малого числа ясных дней, благоприятных для оптических наблюдений. Канада, создавшая успешную коммерческую программу RADARSAT-1, планирует создать систему из 4 малых радарных спутников для оперативного мониторинга Арктики, где сегодня многие страны активизировали хозяйственную деятельность (это предмет особого беспокойства Канады). Но в России, которая имеет обширные территории в Арктике, Роскосмос не планирует создание многоспутниковой системы космических радаров.

Зато в концепции фигурируют две многоспутниковые системы мониторинга землетрясений и ЧС, а также лесопожарного мониторинга, эффективность которых еще предстоит доказать. Пока другие страны мира не спешат разворачивать аналогичные средства. Возможность уверенного прогнозирования землетрясений датчиками с орбиты предстоит еще довести от стадии экспериментов до серийных образцов, поэтому непонятно уверенное стремление Роскосмоса быстрее создать многоспутниковую систему из аппаратов с неотработанной технологией.

Например, система мониторинга чрезвычайных ситуаций DMC, которую Британия создает совместно с пятью странами-партнерами, в конечном итоге стала коммерческой (образована компания DMCII для продажи данных в традиционных приложениях). Как показал опыт съемок районов, пострадавших от цунами в 2004-2005 году, наибольшую результативность продемонстрировали при съемке чрезвычайных ситуаций многофункциональные системы ДЗЗ SPOT, IRS, а также Radarsat, QuickBird, Ikonos, которые обладают высокой производительностью, достаточной для решения разнообразных оперативно возникающих задач.

Сегодня ведущие космические агентства разных стран мира объединились в рамках проекта «Космос и Крупные Бедствия» (Space and Major Disaster), что позволяет гибко и быстро направлять ресурсы различных спутников ДЗЗ на съемку пострадавших районов. Но Россия до сих пор не является членом проекта, поэтому российские стихийные бедствия обходятся без космических съемок.

Наконец, для картографии не обязательно запускать специализированный картографический космический комплекс, как предусмотрено Концепцией – сегодня только Индия вывела на орбиту аналогичный аппарат, и разумность подобного решения еще предстоит доказать. Другие страны широко применяют более дешевые решения: установку стереосистем на многодатчиковые платформы (Франция, Япония), либо применение для стереосъемки спутников метрового разрешения Ikonos и QuickBird-2 (США). Один аналогичный по разрешению «Ресурсу-ДК» спутник, способный совершать тангажные качания и формировать стереопары на одном витке, позволил бы снять острую потребность в картографическом комплексе на несколько лет.

За пределами Концепции осталась и существующая до сих пор в России несовершенная организационная схема разработки и эксплуатации программ ДЗЗ. За рубежом для повышения ответственности разработчиков и создания совершенных по параметрам систем ДЗЗ практикуется разделение ответственности: космическое агентство (например, NASA или ESA) отвечает за разработку и запуск спутника, а организация-оператор (например, NOAA, USGS, EUMETSAT) принимает спутник к эксплуатации и отвечает за оперативную эксплуатацию системы. Организации-операторы несут ответственность также за формирование облика перспективных систем.

В России исполнение всех функций взяло на себя агентство Роскосмос. Неизвестно, пойдет ли это на пользу делу – даже в двадатилетней перспективе.