Разделы

Наука Маркет

Развитие ДДЗ в России: есть концепция, но нет политики

Эксперт CNews, анализировавший подготовленную Роскосмосом Концепцию развития российской космической системы ДЗЗ на период до 2025 года, остался не вполне удовлетворен увиденным. Вопросы фундаментальной для отрасли и страны значимости остались в стороне.
Авторы концепции, текст которой был обнародован ГИС-Ассоциацией, резонно отмечают, что на сегодняшний день орбитальная группировка спутников ДЗЗ России практически разрушена: правда, на орбите находятся спутники «Монитор-Э» и «Ресурс-ДК», однако их полноценная эксплуатация еще не началась, а реальные характеристики и возможности по-разному оцениваются специалистами. Ведущие позиции в области ДЗЗ прочно, не опасаясь конкуренции со стороны России, занимают США, Франция, Индия, Канада, Израиль, Китай и Япония. Подготовленная специалистами Роскосмоса концепция должна была стать документом, описывающим государственную стратегию преодоления унизительной и опасной для страны зависимости от индийских и израильских космических снимков.

В мире в настоящий момент можно выделить два подтвердивших свою результативность концептуальных подхода к развитию программ ДЗЗ, которые можно условно обозначить как «американский» и «индийский».

В США государство определяет политику в области ДЗЗ, нормы и правила игры, обеспечивающие лидерство американских операторов программ ДЗЗ в мире. Основные усилия государственного регулирования отрасли ДЗЗ в США направлены на поощрение развития рыночных механизмов. Основополагающим документом является космическая политика в области коммерческих систем ДЗЗ (U.S. Commercial Remote Sensing Space Policy), утвержденная президентом США 25 апреля 2003 года. Развитие коммерческих систем ДЗЗ поддерживается государственными контрактами на закупку космической информации.

Альтернативная политика реализуется в Индии, где отрасль ДЗЗ является полностью государственной и развивается на плановой бюджетной основе – но при этом ее продукты активно продвигаются на рынок. Развитие ракетно-космической отрасли Индии осуществляется в соответствии с государственным 10-летним планом развития, который опубликован на сайте индийского космического агентства ISRO.

Представленная Роскосмосом концепция развития системы ДЗЗ отличается от них обоих – в первую, очередь, отсутствием в ней формулировки политики и принципов развития отрасли ДЗЗ, обоснования необходимого облика системы и этапов ее реализации. Лишним подтверждением этому является впечатляющая долгосрочность программы – безошибочно предугадать эволюцию спутниковых технологий на столь длительный срок еще не брался никто.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Государственное регулирование рынка данных ДЗЗ

Общеизвестно, что развитие рынка данных ДЗЗ определяется государством исходя из собственных целей. Первый значимый шаг России на мировом рынке геоинформатики относится к 1992 году, когда началось коммерческое распространение отечественных фотоматериалов с разрешением 2 м, а с 1998 года – с разрешением 1 м на зарубежную территорию.

Увеличить

Десятилетний план запусков спутников ДДЗ одной Индией (полностью таблицу можно посмотреть здесь)

Однако в связи с кризисом, который привел к параличу программы фотосъемок, в России безраздельно доминируют американские снимки субметрового разрешения, поставляемые спутниками Ikonos и QuickBurd. Нормативная база, регулирующая распространение данных космосъемок в России, сформировалась в минувшем веке в виде закрытых ведомственных приказов, и существует в таком виде до сих пор. По данным публикаций, закрытыми в России являются материалы съемок любого района территории России с линейным пространственным разрешением на местности 2м и лучше.