Развитие ДДЗ в России: есть концепция, но нет политики
Эксперт CNews, анализировавший подготовленную Роскосмосом Концепцию развития российской космической системы ДЗЗ на период до 2025 года, остался не вполне удовлетворен увиденным. Вопросы фундаментальной для отрасли и страны значимости остались в стороне. Развитие отечественных систем ДДЗ уже невозможно без формирования их рынка, поскольку зарубежные данные поступают в Россию непрерывным и все возрастающим потоком. Но рынок невозможен при близком к тотальному запрете на торговлю продуктами. Иначе российский гражданин оказывается в двусмысленной ситуации, например, при приобретении GPS – ему необходимо прочувствовать тонкую грань между наличием у него права на приобретение аппаратуры и отсутствием права на ее использование.Никаких изменений в нормативной базе, связанных со ставшим фактом приходом на отечественный рынок зарубежных данных метрового разрешения и даже после запуска спутника «Ресурс-ДК», не произошло. Несовершенство нормативной базы, регулирующей распространение данных космических съемок сверхвысокого разрешения в России, приводит к курьезным, но чреватым печальными последствиями ситуациям, когда опубликованные в открытом доступе через порталы Google Maps и Google Earth изображения российских городов с метровым разрешением считаются запрещенными для распространения в России.
Концепция ДЗЗ должна определять государственную политику в области распространения данных сверхвысокого разрешения в России. В опубликованном же виде она является лишь повторением ФКП-2015, не затрагивающим коренных проблем развития отрасли.
Состав орбитальных средств
Недостаточно проработанным видится состав будущей системы ДЗЗ. Предусматривается, что при полном развертывании в 2020-2025 гг. российская орбитальная группировка должна будет включать не менее 9 космических систем и комплексов ДЗЗ. Такого обилия систем и комплексов сегодня нет ни у кого в мире – это слишком дорого и никому не нужно.Вопросы вызывает и идея совместного размещения оптической аппаратуры сверхвысокого разрешения (0,5-1 м) и среднего разрешения на спутниках оперативного наблюдения. Дело в том, что принцип работы спутников сверхвысокого разрешения требует наведения телескопа на цель и быстрого перенацеливания аппарата, что практически исключает возможность одновременной работы других датчиков среднего разрешения. По крайней мере, на всех спутниках с разрешением 1 м и менее (Ikonos, QuickBird, OrbView-3, наш Ресурс-ДК, будущие GeoEye-1 и WorldView-1) дополнительные системы среднего разрешения отсутствуют.
В то же время Россия остро нуждается в спутниках оперативной съемки с набором датчиков среднего и низкого разрешения одновременно – типа IRS-P6, SPOT-5. Комбинация таких датчиков позволяет оперативно обнаруживать изменения сканерами низкого и среднего разрешения (10-250 м), а затем детализировать их с помощью систем разрешением 2-6 м.
Кроме того, России крайне нужна система класса Landsat с многоспектральным широкозахватным сканером, который бы позволял ежегодно покрывать съемками всю территорию России с разрешением 15-30 м с 7-8 спектральными каналами для контроля природопользования, геологической разведки и экологического мониторинга.