Спецпроекты

Путин вернул кабельным и спутниковым телеканалам право размещать рекламу

Телеком Бизнес ТВ и радио Законодательство
Владимир Путин частично отменил вступивший в силу с начала года запрет на размещение рекламы на платных телеканалах. Правда, запрет отменяется только для каналов с национальным контентом.

Президент Владимир Путин подписал поправки в Закон «О рекламе», частично отменяющие принятые в 2014 г. поправки в этот же закон. Речь идет о запрете на размещение рекламы на телеканалах, распространяющихся исключительно в сетях кабельного и спутникового телевидения.

Запрет был принят Госдумой и утвержден Президентом летом 2014 г., закон начал действовать с начала 2015 г. Согласно разьяснениям Минкомсвязи, право на размещение рекламы сохраняли только каналы, имеющие в каком-либо регионе эфирные частоты, полученные по результатам конкурсов. Одновременно был введен мораторий на выдачу новых частот для эфирного ТВ.

Для телеканалов, дружественных властям, начали искать способы обойти данный запрет. Например, канал Lifenews вошел в состав так называемого третьего мультиплекса цифрового ТВ в Крыму (на основной территории России работают только два мультиплекса), что позволило ему продолжать размещать рекламу.

31 декабря 2014 г. Роскомнадзор разрешил нескольким десяткам платных телеканалов, производимых «Первым каналом» и ВГТРК, попеременно вещать на одной частоте в Москве. Это позволило им продолжать размещать рекламу.

В декабре 2014 г. Владимир Путин разъяснил смысл данного закона. По его словам, запрет был инициирован представителями медиа-отрасли для защиты интересов центральных ТВ-каналов, которые теряют рекламные доходы. Каналы несут социальную значимость, но государство не может помочь им из бюджета, в связи с чем и было решено пойти таким путем.

Однако введенный запрет на рекламу для кабельных каналов подвергался серьезной критике. В частности, Объединенный народный фронт (ОНФ) призывал его отменить. В конце 2014 г. пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков пообещал принять меры для защиты кабельных телеканалов.


Путин вернул платным телеканалам право размещать рекламу. Но с ограничениями

Уже в начале 2015 г. депутат Госдумы, член ОНФ Ольга Тимофеева внесла законопроект о частичной отмене данного запрета. Правда, предполагалось, что размещать рекламу смогут только телеканалы, транслирующие исключительно национальный контент, причем иностранные инвестиции в производство такого контента не должны превышать 50%.

Кроме того, к национальному контенту нельзя было отнести перевод зарубежных телепрограмм. В ходе второго чтения в Госдуме законопроект был скорректирован: каналам для получения права размещения рекламы достаточно иметь долю национального контента в размере 75% и больше.

В таком виде законопроект был подписан Президентом. Источники CNews на рынке платного ТВ говорят, что инициатором введения запрета был экс-министр печати Михаил Лесин. В 2013 г. он возглавил холдинг «Газпром - Медиа» и, фактически, вернул свое влияние. Однако в конце 2014 г. он неожиданно ушел в отставку, после чего власти задумались об отмене запрета.

«Мы изначально были против такого подхода к регулированию платного телевидения, как запрет рекламы, - говорит вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин. - Нынешний закон мы приветствуем, но лишь в качестве первой меры. Совершенно не понятно, почему если канал создан в России и использует зарубежный контент, то ему нельзя размещать рекламу».