Разделы

Телеком Беспроводная связь Инфраструктура Проводная связь ТВ и радио

Путин приравнял связь к культурному наследию

Революционный поворот произошел в понедельник в области российских телекоммуникаций и массмедиа. Весь спектр вопросов, связанных с регулированием обеих отраслей, теперь будет решаться новой, объединенной надзорной службой. Аналитики и участники рынка гадают, кто из двух правительственных группировок — связисты или телевизионщики — одержит победу в аппаратной борьбе.
Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия. Данное ведомство будет образовано путем слияния Федеральной службы по надзору в сфере связи (Россвязьнадзора) и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры). В компетенцию новой службы будет входить нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в области информационных технологий, связи, массовой информации и коммуникаций, а также охране авторских прав и культурного наследия.

Кроме того, новое ведомство получит часть полномочий Федерального агентства связи (Россвязи), а именно управление Радиочастотной службой. Данная служба координирует деятельность ряда государственных предприятий, занимающихся изучением радиочастотного спектра и, в частности, выдающих операторам связи заключения о наличии свободных радиочастот.

В связи с образованием новой надзорной службы правительству поручено в трехмесячный срок подготовить положение о ее деятельности, а также перераспределить функции, закрепленные сейчас за Министерством информационных технологий и связи, Россвязью, Министерством культуры и массовых коммуникаций и Федеральным агентством печати и массовых коммуникаций (Роспечать).

Аналитики и участники рынка уверены, что решение президента связано с длящимся более года межведомственным конфликтом между «телевизионщиками» (государственным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), Роспечатью и Росохранкультурой) и «связистами» (Мининформсвязи вместе с подведомственными ей Россвязью и Россвязьнадзором). Камнем преткновения стал вопрос о том, кто будет отвечать за реализацию государственной программы по переходу России на цифровое эфирное телевещания и кто будет выдавать частоты для цифрового теле-радио вещания.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Ни в Мининформсвязи, ни в Россвязи не смогли в понедельник прокомментировать решение президента. Зато в РТРС, руководство которой еще в прошлом году высказывалось за объединение полномочий Росохранкультуры и Россвязьнадзора, выражают удовлетворение принятым решением. «Мы поддерживаем создание единого регулятора, который возьмет на себя все функции в области теле- и радиовещания, — заявил глава аппарата РТРС Андрей Паутов. — В Европе пошли по аналогичному пути, отнеся все соответствующие вопросы в компетенцию одного ведомства. К тому же появление единой регулирующей службы соответствует специфике цифрового телевидения и должно снять барьеры на пути его развития в России».

Между тем, и это отметили в том же РТРС, компетенция нового мегарегулятора простирается далеко не только на теле- и радиовещание. В этой связи эксперты призывают не делать преждевременных выводов о победе «телевизионщиков» над «связистами». «Кто в итоге одержал победу в аппаратной борьбе, можно будет сказать только после назначения главы новой службы и перераспределения полномочий между ведомствами, — отмечает ассоциированный партнер J’Son & Partners Борис Овчинников. — Ведь еще неизвестно, у кого какие полномочия заберут, а кому, наоборот, прибавят. Более того, классическим аппаратным ходом по разрешению межведомственного конфликта является принятие предложения одной из его сторон с внесением в это решение таких нюансов, которые "уничтожают" весь выигрыш инициатора».