Спецпроекты

Пенсионный фонд Москвы разорвал контракт с одним из крупнейших удостоверяющих центров

Бизнес Интеграция Внедрения Законодательство
Пенсионный фонд России по Москве отказался работать с одним из крупнейших удостоверяющих центров страны, клиентами которого являются «десятки тысяч компаний». Поводом для этого стало единичное нарушение распорядка со стороны УЦ, что, по мнению участников рынка, является беспрецедентным случаем.

Московское отделение Пенсионного фонда России расторгло соглашение с компанией «Тензор», на основании которого «Тензор» исполнял обязанности удостоверяющего центра (УЦ) при отправке документации юридических лиц об уплате пенсионных взносов. Уведомление об этом появилось на сайте ПФР 1 ноября 2012 г.

Согласно записи на сайте, начиная с 1 января 2013 г. ПФР не будет принимать отчетность, заверенную ключом ЭЦП, выданным удостоверяющим центром «Компания «Тензор».

Согласно мнению участников рынка, основанный в Ярославле «Тензор» наряду с «СКБ Контур» и компанией «Такском» входит в «большую тройку» отечественных УЦ. Директор «Тензора» Сергей Уваров не сообщает точного числа клиентов, пользующихся услугами его компании для отправки отчетности в налоговую службу и во внебюджетные фонды, однако говорит, что речь идет о «десятках тысяч» страховщиков.

Разрыв отношений московского ПФР с «Тензором» ставит компанию в непростое положение: клиенты, пользующиеся его услугами для отправки отчетности, предпочитают приобретать возможность доставки документов комплексно в Федеральную налоговую службу и Пенсионный фонд, а потому отказ одной из организаций от сотрудничества снижает привлекательность сервиса и при взаимодействии с другой.

Согласно разъяснению на сайте СБиС, «дочки» и технологического партнера «Тензора», мотивом для разрыва договора с «Тензором» стала отправка в ПФР «нескольких десятков отчетов через уполномоченного представителя». Поскольку «отделение ПФ по г. Москве и Московской области придерживается позиции, что работа «уполномочек» недопустима, и в связи с тем, что наша компания не предотвратила данную ситуацию», Пенсионный фонд расторг договор.

«Если бумажную отчетность в ФНС и ПФ за другую компанию уполномоченные представители могут сдавать, то в случае электронных документов все сложнее, - рассказал CNews гендиректор «Тензора» Сергей Уваров. - В случае ФНС проблем нет, законодательно все утверждено. Пенсионный фонд в 2010 г. добавил в правила пункт об уполномоченном представителе, но трактуют его отделения в разных регионах по-разному».


Разрыв договора ПФР с удостоверяющим центром из-за единичного нарушения на рынке считают беспрецедентным событием

Отделение по Москве и области считает, что уполномоченные представители сдавать отчетность не могут, говорит Уваров: «Мы не подключаем абонентов в Москве по схеме "уполномочки", но произошла следующая ситуация - открывшая московский офис компания из Тулы (наш абонент), где такая схема считается нормальной, продолжила работать по ней и в Москве. Причем пенсионный фонд Москвы сам заключал письменные соглашения с уполномоченным представителем о передачи отчетности в электроном виде, на основание этого документа мы и передавали отчетность, Пенсионный фонд нормально принимал эти документы, подписав их именно с уполномоченным представителем».

По данным «Тензора», в среднем по стране перед ПФ по такой схеме отчитываются 20% всех страхователей, а в Адыгее и Дагестане эта доля достигает 80%.

8 октября, по словам Уварова, фонд направил в компанию письмо с требованием прекратить и даже сделать технически невозможной такую работу: «Время дали до 15 октября (хотя официально мы получили письмо лишь 17-го числа), мы ответили, что работа через представителя по схеме «уполномочки» прекращена, сделать же изменения в ПО прямо сейчас невозможно. Никакого ответа мы не получили, до тех пор, пока 31 октября нас не уведомили о расторжении соглашения, даже несмотря на то, что мы уже реализовали все необходимые изменения в ПО». В результате десятки тысяч клиентов «Тензора» оказались в подвешенном состоянии, говорит гендиректор компании: «Небольшая техническая проблема (для всей страны «уполномочка», это скорее норма, а не проблема), вызвала неожиданно бурную реакцию ПФ Москвы, ситуация выглядит по меньшей мере странно. Кто и для чего хочет заблокировать работу нашей компании в Москве? Кому это выгодно?».

Участники рынка электронно-цифровых подписей, с которыми переговорил CNews, называли случай разрыва договора с «Тензором» на основании единственного нарушения беспрецедентным.

Тем не менее, конкурент «Тензора» «СКБ Контур» сообщил CNews, что в работе с ПФР не использует услуги уполномоченных представителей, так как «»это запрещено распоряжением правления ПФР от 11 октября 2007 г. № 190р».

Московское отделение Пенсионного фонда России не прокомментировало ситуацию.