Разделы

Бизнес Тендеры

Наземный ГЛОНАСС подстрахует самолеты и суда

Росавиация выделит 195 млн руб. на разработку наземной локальной навигационной подсистемы ГЛОНАСС, которая будет дублировать сигнал для самолетов на случай плохой погоды или выхода спутника из строя. Агентство по морскому и речному транспорту также проводит работы по созданию контрольно-корректирующих станций.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) объявило открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР), в том числе по разработке локальной навигационной подсистемы ГЛОНАСС. В случае плохой погоды или постановки помех сигнал со спутников будет подменяться наземными передающими станциями. Этот лот тендера, первый из четырех, получил шифр «Псевдоспутник-Авиа». Его начальная цена – 194,82 млн руб.

Локальная навигационная подсистема должна включать сами наземные передающие станции (псевдоспутники), бортовую приемную аппаратуру и наземную систему управления и контроля. Окончательный состав будет уточняться в процессе проектирования. Основная функция подсистемы - создать дополнительные радионавигационные поля на случай сложной помеховой обстановки, т.е. отсутствия спутниковых сигналов GPS/ГЛОНАСС.

Причиной таких проблем, как указывается в тендерной документации, могут быть как погодные условия, так и подавление сигналов в условиях чрезвычайных ситуаций или военного времени.

Локальная навигационная подсистема включает в себя псевдоспутники, бортовую приемную аппаратуру и наземную систему управления и контроля
Локальная навигационная подсистема включает в себя псевдоспутники, бортовую приемную аппаратуру и наземную систему управления и контроля

Второй лот конкурса, названный «Помеха», касается ОКР по созданию технических средств повышения помехозащищенности бортовых навигационных приемников ГЛОНАСС. Начальная цена этого лота – 128,83 млн руб. Третий и четвертый лоты относятся к разработке бортового навигационной оборудования для гражданских самолетов и вертолетов, и стоят 2,3 и 7,1 млн руб. соответственно. Таким образом, общая начальная цена контракта составляет более 333 млн руб. В конкурсной документации указываются сроки выполнения работ по контракту - 2009-2011 гг.

«Наземные передающие станции излучают сигнал, аналогичный спутниковому, всё шире используются в различных областях, - комментирует Евгений Еремченко, эксперт R&D.CNews. - Это служит повышению разрешения системы в определенных ситуациях – например, при сложном рельефе или плотной застройке - а также повышает общую надежность работы системы». Для авиации это особенно важно в районе взлетно-посадочных полос, добавил он.

Положительно оценивая перспективу появления наземных псевдоспутников, Еремченко отметил сохраняющиеся проблемы в развитии ГЛОНАСС в целом: «У нас нет четко описанной системы координат, точностные характеристики систем по-прежнему не описаны в явном виде. На последнем ГЛОНАСС-форуме на круглом столе по навигационным картам Роскартография еще только представила проект технического задания, в котором совершенно некорректно - метафорически и иносказательно - описано фундаментальное для продуктов такого рода понятие о точности системы». О проблемах в документации на систему уже неоднократно писал R&D.CNews.

Среди транспортных ведомств Росавиация не единственное, кто рассчитывает, в том числе, и на отечественную навигационную систему. Федеральное агентство морского и речного транспорта провело процедуру размещения заказа на оснащение контрольно-корректирующими станциями спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS в Иркутске и ряде других пунктов. Начальная цена контракта – 19,5 млн руб. В случае Иркутска заказ получило московское «Конструкторское бюро навигационных систем». Заявка поступила только от одного участника, итоговая цена проекта оказалась равна начальной. Работы должны быть выполнены до ноября 2009 г.

Как говорится в конкурсной документации, выполнение работ по оснащению в 2009 г. контрольно-корректирующей станции (ККС) в районе Иркутска является одним из элементов по внедрению единой технологии использования системы ГЛОНАСС на Байкало-Ангарском бассейне. Цель работ - обеспечить навигацию судов и выполнение специальных работ, требующих высокоточной привязки, а также контроль за перевозкой опасных грузов. На 2010 г. запланировано оснащение бассейна еще 1 ККС, с 2012 года места установки ККС уточняются.

Денис Легезо



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153