Разделы

Телеком Мобильная связь

МТС отменила новые тарифы

По словам представителей МТС, текущий год станет для компании периодом удержания старых абонентов и увеличения доходности. Особое внимание планируется уделить привлечению абонентов других операторов и продвижению услуг. Для решения этих задач МТС отказывается от введения новых тарифов, к которым, как показала практика, абонент долго привыкает, и планирует совершенствовать старую тарифную линейку.
Основными маркетинговыми задачами компании МТС в 2000-2006 гг. являлись увеличение абонентской базы и развертывание сети. В настоящее время акцент стратегии оператора смещается на сбережение существующих абонентов и создание условий для органического роста.

Хотя проникновение сотовой связи давно превысило 100%, реально ее услугами пользуются 68-70% населения, отметили в МТС. В компании считают, что этот показатель может вырасти максимум до 85% — дальше существует естественная граница, характерная для всех регионов мира. Аналитики прогнозируют, что проникновение сотовой связи в России может достигнуть высшего уровня уже через два года при условии роста доходов малообеспеченных групп населения.

По данным специалистов, на сегодня в России лишь немногим более половины детей 7-11 лет и пенсионеров регулярно (хотя бы раз в неделю) пользуются сотовой связью. Данные целевые группы являются наиболее привлекательными для МТС при увеличении абонентской базы в текущем году. Интересным сегментом считаются и жители ближнего зарубежья, на долгое время приезжающие в Россию на заработки.

Для упрощения коммуникации с существующим абонентом компания в этом году начинает обновление своих тарифных планов — в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка необходимо упростить тарифную линейку, чтобы оперативно реагировать на потребительские запросы потребителей сотовой связи в российских регионах. «Впервые в России мы отходим от практики регулярного выпуска на рынок большого количества тарифных планов с новыми условиями и ценовыми параметрами, которые усложняли абонентам выбор оптимального тарифа, — отметил вице-президент МТС Михаил Шамолин. — Мы начинаем развивать и совершенствовать действующие и хорошо знакомые предложения. Новые версии тарифов станут более выгодными для абонентов и упростят расчет и планирование бюджета на мобильную связь».

Вице-президент МТС Михаил Шамолин:
Вице-президент МТС Михаил Шамолин: «Абонентам больше не придется ломать голову над выбором тарифов»

Систему обновления версий тарифов в МТС сравнивают с обновлением программного обеспечения или модельного ряда автомобилей. Решение о запуске новой версии тарифа будет приниматься на основании результатов мониторинга потребительских предпочтений абонентов и текущей конъюнктуры рынка в каждом регионе. Периодичность появления новых версий тарифов, как говорят в компании, будет не очень частой — 1-2 раза в год.

«В МТС высокая доля неактивных абонентов, — говорит старший консультант агентства iKS-Consulting Маргарита Зобнина. — Во многом это объяснимо сумятицей в рядах пользователей, которую вносили часто возникающие тарифные планы (это касается и других операторов)». По словам г-жи Зобниной, модификатор, вводимый в МТС для лучшей узнаваемости тарифной линейки, будет способствовать росту потребления услуг оператора, а следовательно, и повышению ARPU.

Большую роль будет играть привлечение абонентов со стороны других операторов, хотя в МТС и подчеркивают, что это гораздо более трудный способ по сравнению с удержанием существующей базы. По словам Михаила Шамолина, в 2007 г. в России будет наблюдаться отток клиентов сотовых операторов в количестве до 30 млн. человек. Задача компании — привлечь на свою сторону максимальное количество последователей «мобильного адюльтера».

Упрощение коммуникации с абонентами должно способствовать повышению ARPU, прежде всего в структуре VAS. «Несмотря на высокий уровень проникновения сотовой связи в России, потребление услуг операторов остается на довольно низком уровне», — подчеркнул директор единицы «МТС Россия» по маркетингу Гарретт Джонстон. По его словам, популярность голосовых услуг у нас в 3-4 раза ниже, чем в ведущих странах Европы, и до 10 раз ниже показателя США. Среднестатистический россиянин отправляет в месяц 10 SMS, тогда как в некоторых западных странах абоненты за это время успевают послать по 100-150 коротких сообщений. Увеличению спроса на услуги сотовых компаний, по мнению г-на Джонстона, должно способствовать повышение экономического благосостояния российских граждан, наметившееся в последние годы. Важным процессом также является формирование западноевропейского потребительского сознания среди значительной части наших людей.

В последнее время отмечен бурный рост объема передачи данных, наметившийся в ряду крупных и средних предприятий России — в этом компания видит дополнительный шанс для повышения своей доходности. Группа МТС ставит в 2007 г. задачу увеличить количество активных пользователей дополнительных услуг. В рамках данной стратегии планируется, в частности, расширить каналы продвижения и повысить удобство использования услуг. Особая ставка делается на развитие брендированных услуг через WAP-портал, а также совершенствование многофункционального сервисно-развлекательного «Мобильного портала 111». Новые возможности для компании появятся после запуска сетей третьего поколения: развитие получат мобильное ТВ, видеозвонки, высокоскоростной интернет.

Андрей Арсентьев