В Казахстане начал работу третий оператор сотовой связи стандарта GSM – Mobile Telecom Service, построивший свою сеть на основе оборудования компании Ericsson.
Новая компания, являющаяся «дочкой» национального оператора сети телекоммуникаций АО «Казахтелеком», по мнению ряда специалистов, создана в том числе и для противостояния растущим аппетитам «Билайна» на сотовом рынке страны.
В середине февраля состоялся официальный выход на сотовый рынок Казахстана третьего GSM-оператора, которым стал Mobile Telecom Service, дочерняя компания национального оператора телекоммуникаций «Казахтелеком» (аналог российского «Связьинвеста»). Новый игрок будет работать под брендом NeoTelecom. Поставщиком оборудования для коммутации, радиосети и передачи данных выбрана компания Ericsson, которая также предоставит услуги по монтажу и развертыванию сети мобильной связи.
Современная высокотехнологичная сеть поддерживает такие стандарты связи, как GSM, GPRS и EDGE. Решение Ericsson Mobile Softswitch, впервые поставленное в Казахстан для реализации данного проекта, позволяет Mobile Telecom Service обеспечивать качество традиционных голосовых услуг, уменьшать затраты на содержание сети, и подготавливает ее к последующей миграции к сетям связи третьего поколения (3G).
Специалисты считают, что выход на рынок альтернативного оператора связан с желанием усилить конкуренцию на рынке услуг сотовой связи и снизить тарифы на данный вид услуг. В настоящее время в стране действуют два крупных оператора мобильной связи стандарта GSM «GSM Казахстан» (с торговыми марками Kcell и Activ), 49% акций которого принадлежит «Казахтелекому», и компания KarTel (с торговыми марками K-Mobile и Beeline) ею владеет «ВымпелКом». Оба оператора на конец 2006 г. имели примерно по 4 млн абонентов, но в начале текущего года «дочке» «ВымпелКома» удалось оторваться от конкурента. Кроме того, в стране действует CDMA-оператор «Алтел» (торговые марки Dalacom и PAThWORD) с абонентской базой около 500 тыс. абонентов (по оценкам iKS-Consulting), считающийся дочерней компанией «Казахтелекома».
Казахстанские эксперты поначалу недоумевали по поводу решения «Казахтелекома» создать конкурента своим «дочкам». «Прежде всего, акционерное общество „Казахтелеком“ это бизнес-структура. Соответственно, главное для компании, как и для любого другого хозяйствующего субъекта, доходность, объясняет пресс-секретарь АО „Казахтелеком“ Балжан Ильбисинова. Поэтому создание нового сотового оператора проект, направленный в первую очередь на зарабатывание денег. Хотя присутствует и мотивация другого характера, заданная правительством, создать конкурентную среду на рынке услуг сотовой связи».
Многие эксперты склоняются к мысли, что не всем в Казахстане по душе стремительное продвижение «Билайна», которому уже не в силах в одиночку противостоять «GSM-Казахстан». Что касается CDMA-оператора «Алтел», то он является обособленным игроком. «Взаимной конкуренции между GSM и CDMA в Казахстане нет, считает аналитик агентства iKS-ConsultingМаксим Савватин. У „Алтела“ своя устоявшаяся клиентура, а значительная часть тех абонентов, которые пришли к этому оператору в результате недавней активной маркетинговой кампании, скоро могут уйти в GSM».
Интересное мнение высказывает бренд-менеджер компании «Алтел» Дина Гальберг. По ее словам, появление нового оператора это не столько искусственное создание конкуренции на рынке сотовой связи, сколько попытка защитить рынок от экспансии внешних игроков, которые могли бы прийти на «готовенькое», на уже созданную и развитую до них инфраструктуру. «Чтобы войти на рынок, новому оператору придется предложить новые тарифы и новые продукты, которые еще неизвестны нашему потребителю», полагает г-жа Гальберг. Тем самым «Казахтелеком» не только заполнит ниши, не занятые другими компаниями, но и расширит спектр предоставляемых услуг, что позволит наиболее полно удовлетворять запросы потребителей. Создав, таким образом, более ощутимый «барьер на вход», составленный из конкурентоспособных цен, пакета высококачественных услуг и лояльности клиентов, рынок Казахстана хотя бы частично будет застрахован от «нашествия» коллег из-за рубежа".
Mobile Telecom Service намерен к концу 2007 г. привлечь не менее 700 тыс. абонентов. При успешной реализации данного проекта полный охват территории Казахстана услугами альтернативного оператора предполагается завершить в 2011 г. Новый игрок хочет к концу 2011 г. занять до четверти рынка сотовой связи, получив порядка 2,32,4 млн абонентов.