Разделы

Телеком Инфраструктура Мобильная связь Маркет

«Билайн» отключал абонентов по кодовому признаку

Первый за последние несколько лет серьезный сбой в работе сотовой связи произошел в Москве: несколько часов без связи находилось 5% абонентов «Билайна». При этом сбой не носил географического характера и затронул пользователей в различных районах столицы: абонентов отключали в зависимости от используемых ими телефонных кодов.
В Москве во второй половине дня произошел сбой в работе сотовой сети «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). На интернет-форумах появились сообщения о невозможности принимать и совершать звонки у метро «ВДНХ», «Савеловская», в районе Митино и в других. После 13:00 без связи остался и корреспондент CNews, находившийся в тот момент в районе Красной площади. Также перестала работать техподдержка, при звонке в которую включался автоответчик.

Вечером пресс-служба «Вымпелкома» сообщила об устранении неполадок. В компании пояснили, что причиной аварии стало произошедшее в 13:00 падение связи с HLR-1 (Home Location Register — система, хранящая данные обо всех абонентах оператора). В течение часа работа системы была восстановлена, но связь возобновилась только у тех абонентов, кто перезагрузил свои телефоны. Полностью все технические проблемы были решены к 16:00.

По словам специалиста по связям с общественностью московского региона «Вымпелкома» Анны Айбашевой, абоненты лишались связи не по географическому признаку, а в зависимости от их телефонных номеров. В частности, остались без связи абоненты в коде 962 и обладатели прямых номеров. По данным CNews, также были недоступны абоненты и в коде 903. «Всего сбой затронул около 5% от числа наших пользователей, но это только предварительные данные», — добавила Айбашева. По данным AC&M Consulting, у «Вымпелкома» в Москве 8,7 млн активных абонентов.

От подобного рода сбоев не застрахован никто из операторов, предупреждает эксперт CNews Analytics Александр Морошкин. «Судя по всему, у „Вымпелкома“ упал сервер, на котором хранятся данные HLR, и в течение часа его поднимали вручную, выкачивая данные с резервных копий, — говорит Морошкин. — К сожалению, стандарт GSM не предусматривает дублирования функций HLR, а поскольку HLR отвечает за идентификацию абонентов, в случае его падения пользователь не может воспользоваться никакими услугами».

Юрий Мацыгин, НОТА: Российские инхаус-решения не имеют аналогов на мировом рынке
Цифровизация


К сожалению, стандарт GSM не предусматривает дублирования функций идентификации абонентов HLR

Крупных сбоев в работе столичных сотовых операторов не наблюдалось уже несколько лет, напоминает координатор Общества потребителей мобильной связи Андрей Тимошин. «Они были в 2000–02 гг. во время бурного роста операторов мобильной связи, а также во время замены каких-либо систем, например, биллинговой, и запуска новых услуг, в частности, GPRS, — говорит Тимошин. — Не исключено, что и на этот раз причиной сбоя могли послужить какие-то работы, связанные с внедрением сервисов третьего поколения (3G)».

Игорь Королев