Аналитики отговаривают бизнес от самописных WCM-решений
Самописные решения для управления веб-контентом должны в скором времени перестать использоваться бизнесом. К такому выводу пришли эксперты из аналитической компании Forrester Research. Российские игроки рынка СЭД солидарны с западными аналитиками.В исследовании Forrester Research, посвященном развитию WCM-решений (средства для управления веб-контентом, чаще всего под ними понимаются корпоративные порталы), эксперты отмечают, что бизнесу немедленно нужно перейти от использования самописных решений в сторону коммерческих продуктов или решений с открытым кодом. Причиной этого стало расширение списка задач, которые выполняет это ПО – помимо обычной публикации и управления существующим веб-содержимым WCM становятся ядром стратегий по привлечению и взаимодействию с клиентами, интегрируя на платформе несколько способов подобной реализации. Среди ключевых недостатков самописных продуктов аналитики отметили то, что они созданы с использованием устаревших языков программирования, не привлекают разработчиков, плохо поддерживают стандарты интеграции с бизнес-приложениями, требуют перехода к более продвинутым решениям и вынуждают организации использовать собственные ресурсы для развития ПО. Отечественные компании, работающие на рынке СЭД, согласны с позицией западных аналитиков.
Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision, отмечает, что причины выбора всех вариантов развития WCM-продуктов очевидны: "Сайты в связи с интеграцией интернета в реальную жизнь становятся настолько сложными, что для их развития и поддержки недостаточно собственных средств предприятия, поэтому надо либо начать продавать сайт и брать деньги на развитие с покупателей, либо отдать его в open source и получать из коммьюнити готовый код на разные случаи жизни, либо отказаться от самописной системы и купить простую платформу". Эксперт замечает, что множество решений с открытым кодом позволяет построить корпоративный сайт для компании с любой спецификой деятельности, в том числе, и в сфере телекома, и банков. "Самописные системы в России воспринимаются традиционно как нечто самодельное, а значит - однодневное, ненадежное. Поэтому и перспектив использования бизнесом таких систем нет, даже несмотря на их низкую стоимость. Преимущества их как раз в невысокой стоимости и в том, что маленькая компания-разработчик будет работать с заказчиком более индивидуально, - рассуждает Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС. - Сэкономив на покупке, можно получить проблемы в дальнейшем с техподдержкой, новыми версиями и обслуживанием. Это справедливо и по отношению к open source решениям". По ее словам, отраслевая специфика проявляется в самописных WCM-решениях, потому что большинство из них пишутся под конкретного заказчика и учитывают определенные отраслевые особенности, но такую систему практически невозможно превратить в коробочное решение. Об этом же говорит и Григорий Липич, генеральный директор компании ABBYY Россия. По его словам, если кто-то сделал самописное решение и у него есть заказчик (внутренний или внешний), который оплачивает жизнь этого решения, то, возможно, у разработчика нет никакого стимула переводить его на тиражируемый формат: такой стиль работы требует уже других ресурсов, как человеческих, так и денежных.
Среди ключевых недостатков самописных продуктов - использование устаревших языков программирования
В целом, по данным исследования рынка СЭД за 2010 год, проведенного CNews Analytics, в России WCM-решения с открытым кодом существуют, но используются в небольшом количестве проектов. Основной рыночный тренд по WCM и порталам связан с тем, что СПО-решения (таких брендов как Alfresco и LifeRay) становятся актуальными для отечественного заказчика, в частности, когда при построении ряда порталов, особенно госструктур, были применены свободные решения (Joomla!, Drupal). Специалисты связывают это, прежде всего, с необходимостью минимизации расходов во время кризиса и с тем, что на государственном уровне был провозглашен курс на максимальное использование свободного ПО. Тем не менее, сколько-нибудь серьезных перспектив в ближайшем будущем у таких продуктов на местном рынке нет.
