«Электронный гражданин» посадит пенсионеров за компьютер
Развитие информационных технологий в России идет довольно быстрыми темпами. Как сообщал министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, еще в сентябре 2007 г. количество пользователей интернета достигло 30 млн., а в 2008 г. может увеличиться до 40 млн. Согласно опросу ВЦИОМ, персональный компьютер или ноутбук уже есть в каждой третьей российской семье. Но многие гражданеоказываются за бортом информатизации. Неумение пользоваться информационными технологиями приводит к т.н. digital divide – неравноправию по признаку доступа к ИКТ, что чревато социальными последствиями. Как отмечают специалисты, в России многие люди, не имеющие компьютерных знаний, сталкиваются с трудностями при поиске работы. Эта проблема в первую очередь касается лиц старше 40 лет – они не изучали компьютер в школе, а в дальнейшем, как правило, тоже не сталкивались с современными информационными технологиями. Учитывая то, что значительная часть граждан не в состоянии оплатить дорогостоящее компьютерное обучение, особую важность приобретают социальные программы, направленные на массовую бесплатную подготовку пользователей ПК. Одной из таких программ является e-Citizen - «Электронный гражданин». Ее разработала международная организация ECDL, которая действует с 1995 г. и на сегодня ее сертификатом владеют уже более 4,5 млн. человек по всему миру. «Электронный гражданин» предназначен для людей, никогда прежде не работавших с компьютером, но желающих войти в мировое информационное сообщество. К основным целевым группам программы относят государственных и муниципальных служащих, безработных, пенсионеров, воспитанников детских домов, работников социальных служб, жителей отдаленных районов. Абсолютно бесплатно эти люди могут узнать об общем устройстве компьютера, научиться работать с операционной системой и базовыми офисными приложениями, искать информацию в интернете. Важным блоком программы является т.н. e-Participation, в рамках которого слушатели учатся работать с порталами государственных служб (заполнять декларации и анкеты, скачивать формуляры и т.д.), приобретать товары и услуги через Сеть, бронировать гостиницы и билеты, использовать антивирусные программы, общаться в конференциях и форумах.
Уже в двух российских регионах социально незащищенные категории граждан могут воспользоваться программой по обучению компьютерной грамотности