Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Интернет E-commerce

Group-IB оценила масштаб онлайн-продаж контрафактной парфюмерии

Cпециалисты Brand Protection Group-IB проанализировали онлайн-площадки, торгующие парфюмом. В общей сложности эксперты обнаружили около 6 тыс. ресурсов, 3 тыс. аккаунтов в соцсетях и 35 мобильных приложений, созданных для торговли контрафактной парфюмерией. В результате недополученная прибыль только пяти ведущих мировых производителей духов и туалетной воды по оценке экспертов составляет 64,8 млрд руб. Специалисты Brand Protection предупреждают: приобретая подарки в интернете, пользователи могут столкнуться не только с поддельным товаром, но и с мошенничеством, цель которого — кража данных банковских карт.

Брендовая парфюмерная продукция — туалетная вода, одеколоны и духи — остаются одними из самых популярных и ожидаемых подарков ко Дню всех влюбленных, традиционно отмечаемому 14 февраля. Несмотря на то что рынок косметики и парфюмерии в России, по оценкам исследовательской компании GfK, падал два года подряд, интернет-продажи бьюти-товаров, напротив, росли на 23%-30% в год — сейчас этот самый быстрорастущий канал продаж. Разумеется, мошенники не могли упустить шанса на нем заработать.

В 2019 г. специалисты Group-IB Brand Protection обнаружили более 6 тыс. доменных имен, созвучных с официальными адресами известных парфюмерных брендов. Используя их, мошенники могут представляться партнерами бренда или эксплуатировать громкое имя для раскрутки собственных интернет-магазинов и привлечения на них трафика. Кроме похожего доменного имени, создатели используют популярные торговые марки, логотипы и цвета бренда.

За год выросло число сайтов, таргетированных под конкретные бренды. Если в 2018 г. одна из мошеннических сетей содержала более 200 ресурсов, каждый из которых был «заточен» под отдельный бренд, то в 2019 г. была найдена «сетка», состоящая из 1,5 тыс. зарегистрированных доменов под одну из парфюмерных компаний. Правда все эти ресурсы оказались «пустышками» — на них отсутствовал контент. Вероятнее всего, они были зарегистрированы заранее под будущую акцию.

«Пока производители конкурируют между собой, создавая новые ароматы и отвечая своей репутацией за качество готовой продукции, мошенники зарабатывают, паразитируя на чужом бренде и популярности, — отметил Андрей Бусаргин, Руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB. — Злоумышленники активно используют все доступные им онлайн-каналы для распространения поддельной парфюмерной продукции или привлечения дешевого трафика. В итоге с ущербом могут столкнуться обе стороны: для брендов неправомерное использование товарного знака приводит к недополученной прибыли, а покупатели не только дарят подделки, но в процессе совершения онлайн-покупки оставляют данные своей банковской карты на сайтах мошенников».

Сотрудничество брендов с бьюти-блогерами позволяет парфюмерным гигантам получить охват в соцсетях, сравнимый с медийным — по этой же причине и злоумышленники активно осваивают эти каналы. Команда Group-IB Brand Protection обнаружила порядка 3 тыс. групп и аккаунтов в социальных сетях, где идет бойкая торговля контрафактной парфюмерией или запускаются сомнительные акции якобы от имени известных марок. Общая аудитория этих групп превышает 2 млн человек, что представляет серъезный риск для репутации парфюмерных гигантов.

В 2019 г. на подпольных форумах в DarkWeb были найдены более 3,6 тыс. сообщений объявлениями об оптовой и мелкооптовой продаже парфюмерии или с рекламой уже действующих мошеннических ресурсов. Часть продавцов распространяет товар сразу на нескольких форумах. Также встречались предложения оптовой продажи, в названии которых упоминается сразу несколько брендов.

Еще один популярный канал сбытамобильные приложения. В 2019 г. найдено 35 неофициальных интернет-магазинов, через которые распространяется парфюмерия. Для привлечения внимания покупателей они могут использовать один или несколько брендов.

Олег Цветков, «Таграс»: Мы отказались от фрагментарного подхода к автоматизации
Цифровизаци\

На фоне падения доходов населения одним из трендов рынка парфюмерии, отмечают аналитики, стало падение среднего чека при стабильной частоте покупок. Покупатели ищут более выгодные предложения, скидки или акции и покупает там, где цены ниже. Поэтому для привлечения покупателей на свои ресурсы мошенники используют контекстную рекламу, таргетированные рекламные SMS-рассылки, рассылки в мессенджерах, а также всевозможные маркетинговые уловки. Например, ограниченное время для совершения покупки по акционной цене, обещание вознаграждений за совершение покупки, «беспроигрышную» лотерею.

Специалисты направления Group-IB Brand Protection подсчитали потенциальный ущерб пяти популярных парфюмерных гигантов от продажи контрафакта в интернете в 2019 г. Исходя из среднего чека на туалетную воду популярных брендов (от 3096 руб. до 9970 руб.), трафика, конверсии и ряда других показателей, потенциальный ущерб составляет от 3,7 до 22,5 млрд руб. по каждому бренду, что в сумме достигает 64,8 млрд руб. При этом, по данным Euromonitor International, объем российского рынка парфюмерии и косметики занимает лишь 2% от мирового оборота товаров косметики и парфюмерии.

«Мошеннические ресурсы, использующие бренд компании, опасны не только распространением контрафакта – они представляют угрозу репутации компании и значительно влияют на размер выручки, которую недополучают владельцы брендов, — отметил Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB. — Мы рекомендуем игрокам парфюмерного рынка на регулярной основе проводить мониторинг информационного поля, выявлять нарушения и повышать уровень осведомленности покупателей, чтобы интернет-мошенники не могли ввести их в заблуждение. В свою очередь покупателям необходимо соблюдать правила цифровой гигиены и внимательно изучать ресурс, на котором они планируют совершить покупки».

Эксперты Brand Protection Group-IB предупреждают, что подобные фейковые магазины могут вводить в заблуждение покупателей и партнеров, продавать некачественную продукцию, заражать смартфоны мобильными троянами или похищать данные банковских карт. Зараженные трояном мобильные устройства могут передавать все данные злоумышленнику, открывать доступ к управлению приложениями и похищать персональные данные пользователя.