Разделы

Бизнес Цифровизация

ЖКХ на грани коллапса: вся надежда на ИТ

Информационные технологии проникают во все сферы жизни. Не стало исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В целом, достижения в этой сфере, конечно, есть, но они относительно невелики. О том, как решить проблемы внедрения ИТ в ЖКХ в условиях недофинансирования, рассогласованности законодательства и отсутствия стандартизации применяемых продуктов, говорилось на круглом столе "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?", организованном CNews.

Елена Калугина: ИТ-системы должны ориентироваться на особенности ЖКХ

Елена КалугинаНа вопросы CNews ответила Елена Калугина, технический директор компании Borlas Energy

CNews: Как вы считаете, какие сферы ЖКХ первыми затронет автоматизация?

Елена Калугина: В той или иной степени практически все сферы ЖКХ нашей страны уже затронуты автоматизацией. Однако ряд важных областей ЖКХ автоматизация именно "затронула", что неприемлемо. C другой стороны, рынок ЖКХ находится в состоянии реформирования, и старые ИТ-системы, в основном унаследованные от дореформенного периода, объективно не соответствуют запросам рынка. Российский рынок ИТ в сфере ЖКХ находится сейчас в начале того пути, который Запад уже давно и успешно прошел. Поэтому нам нужно обратить внимание на чужой опыт, осмыслить его, включая возможность использования зарубежных систем с учетом российской специфики.

Отмечу ключевые особенности этих систем, имеющие первостепенное значение и для нашего нынешнего ЖКХ: клиентоориентированность, прозрачность; экономичность с точки зрения как поставщика услуг ЖКХ, так и потребителей.

Клиенториентированность – это, как минимум, удобство получения информации: скажем, потребителями о состоянии своих платежей, объемах и правилах начислений. Перспективно в этом случае использование интернет-технологий, что существенно снижает нагрузку на call-центр или на местный пункт приема граждан. Очевидно, что такая сфера бесконтактного взаимодействия с центрами услуг, а так же сфера точного учета объемов потребления будут в России активно развиваться. При таком подходе и реализуется клиенториентированность, прозрачность и экономичность. Мы уже пошли по этому пути, разработав для ЖКХ собственное решение – Borlas Utility Solution, а также рекомендуя клиентам более функциональную систему Oracle Utilities Customer Care and Billing. Эти решения соответствуют требованиям рынка ЖКХ, как текущим, так и обозримого будущего.

Еще одна актуальная сфера ЖКХ – это состояние жилого и нежилого фонда, уровень его изношенности, возможность в режиме реального времени управлять процессом технического обслуживания "по состоянию", а не "по нормативам". Здесь, полагаю, целесообразно использовать системы для управления техническим обслуживанием и ремонтами, такие как подсистема EAM в ERP-системе Oracle E-Business Suite.

CNews: Требует ли ЖКХ отраслевых ИТ-решений, или вполне возможно использовать в этой отрасли стандартное ПО?

Елена Калугина: ЖКХ, как и любая другая отрасль, имеет свои особенности, и ИТ-системы должны ориентироваться на эти особенности. Но во многих случаях может быть использован отраслевой преднастроенный прототип, построенный на базе стандартных бизнес-приложений, например, при автоматизации сферы технического обслуживания и ремонтов. В других же случаях лучше не пытаться "заставить" такие приложения решать специализированную задачу. К примеру, задачу управления сбытовой деятельностью целесообразнее решать с помощью специализированных систем, точно соответствующих особенностям предметной области, а также федерального и регионального законодательства.

Валентин Богданов, УЦСБ: На смену инструментальному подходу в ИБ приходит процессный

безопасность

CNews: Где, на ваш взгляд, лежат истоки финансирования ЖКХ, кто сможет обеспечить развертывание ИТ в этой отрасли?

Елена Калугина: Развертывание современных информационных технологий в ЖКХ обеспечат владельцы и руководство предприятий ЖКХ. Важным фактором ускорения этого развертывания станет такое развитие ИТ, которое будет поддерживать выход предприятий ЖКХ на качественно другой, более высокий уровень обслуживания клиентов (для начала – наведение порядка как в обслуживание клиентов, так и в расчетах с ними). От этого непосредственно зависит увеличение доходов предприятий, что, в свою очередь, обеспечит их инвестиционную привлекательность.

Основные источники внешнего финансирования ЖКХ (и ИТ для него) в условиях реформирования и приватизации предприятий – это частные инвесторы, причем не только прямые поставщики услуг, но и те, кто хотят предоставлять предприятиям ЖКХ функции аутсорсинга услуг по ИТ-обслуживанию, например по выполнению работ, связанных с расчетом начислений, предоставления услуг call-центров и т.п. Это, прежде всего, крупные холдинговые структуры – компании, уже имеющие свою филиальную сеть в различных регионах, например, поставщики различных услуг (электричества, тепловой энергии, воды и т.д.).

Отмечу также, что наше государство есть и будет социальном гарантом качества тех услуг, которые мы потребляем, и качества жилья, в котором проживает значительная часть населения. Поэтому прямо или опосредствованно (через регулирование налогов, тарифов, субсидий) и оно участвует в финансировании развития ЖКХ.

IT Elements 2025 IT Elements 2025

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: