Разделы

Бизнес Интеграция

ЖКХ на грани коллапса: вся надежда на ИТ

Информационные технологии проникают во все сферы жизни. Не стало исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В целом, достижения в этой сфере, конечно, есть, но они относительно невелики. О том, как решить проблемы внедрения ИТ в ЖКХ в условиях недофинансирования, рассогласованности законодательства и отсутствия стандартизации применяемых продуктов, говорилось на круглом столе "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?", организованном CNews.

В текущем, 2007 году реформа ЖКХ отмечает свое десятилетие. К юбилею отрасль подошла не с самыми лучшими показателями. Износ инженерного оборудования в коммунальной сфере достиг 73%, инженерных сетей – 65%, износ жилищного фонда превысил 40%. Многие здания ждут капитального ремонта более 25 лет. Общее состояние дел практически не меняется в лучшую сторону. Регулярное недофинансирование приводит к тому, что проблемы, годами накапливавшиеся в сфере ЖКХ со временем усугубляются. В частности, при нормативной потребности в ежегодном капитальном ремонте 4-5% жилищного фонда фактически ремонтируется только 0,5% зданий.

Кому нужно внедрение ИКТ в ЖКХ?

Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий, - таково общее мнение участников круглого стола CNews "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?". Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов, – отметил в своем докладе аналитик CNews Analytics Сергей Шалманов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них. Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование.

Современная инфраструктура ЖКХ настолько масштабна, что "без применения современных технических средств, грамотно посчитать сколько, чего, когда и зачем [требуется] в принципе невозможно", - считает Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway по технологиям. Поэтому вопрос появления информационных технологий в структуре ЖКХ, по мнению вице-президента Kraftway, – это даже не вопрос, а "данность, которую надо реализовывать".

"В условиях быстрого прохождения реформ мы вынуждены быстро менять свой взгляд на управление хозяйством, управление предприятием, и передовые технологии, которые сейчас существуют – это тот инструмент, который должен помогать в этом нелегком деле", - отметила Елена Калугина, технический директор компании "Борлас-Энерджи".

Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные, ресурсы оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учёта потребления может положительно влияет на отношение участников рынка к реформе ЖКХ.

Как увеличить инвестиции в ИТ-инсорсинг в полтора раза
ИТ в банках

От интеграции систем учета к интеграции систем управления

На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах — не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.

Елена Калугина: ИТ-системы должны ориентироваться на особенности ЖКХ

Елена КалугинаНа вопросы CNews ответила Елена Калугина, технический директор компании Borlas Energy

CNews: Как вы считаете, какие сферы ЖКХ первыми затронет автоматизация?

Елена Калугина: В той или иной степени практически все сферы ЖКХ нашей страны уже затронуты автоматизацией. Однако ряд важных областей ЖКХ автоматизация именно "затронула", что неприемлемо. C другой стороны, рынок ЖКХ находится в состоянии реформирования, и старые ИТ-системы, в основном унаследованные от дореформенного периода, объективно не соответствуют запросам рынка.

Читать далее

Ренат Юсупов: Крупный бизнес может заинтересоваться ЖКХ

На вопросы CNews ответил Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway

CNews: Как вы считаете, какие сферы ЖКХ первыми затронет автоматизация?

Ренат Юсупов: Как обычно - от простого к сложному. Вероятно, сначала будут внедряться системы управления ресурсами, затрагивающие в основном управленчекий уровень. Дальнейшие шаги по детальному анализу требуют разворачивания инженерной инфраструктуры для автоматического сбора информации со всех контролируемых объектов от квартир, до предприятий, генерирующих услуги.

Читать далее

Подписаться на новости Короткая ссылка