Разделы

Спутниковый доступ: какой русский не любит быстрой езды?

Решений для обеспечения высокой скорости доступа в Интернет на сегодняшний день существует масса. Здесь и выделенная линия, и ISDN, и доступ по обычной телефонной линии с использованием технологий xDSL, и спутниковый доступ. У всех этих способов доступа свои преимущества и недостатки, но объединяет их, пожалуй, одно — достаточно высокая стоимость услуг, что делает их недоступными массовому пользователю. Поэтому наиболее распространенным до сих пор остается коммутируемый доступ в Интернет по обычной телефонной линии. Но в последнее время некоторые компании стали предлагать высокоскоростные каналы по очень низким ценам (в ряде случае действия этих компаний называли откровенным демпингом). Имеются в виду компании ПТТ-Телепорт (проект Точка. Ру) — технология ADSL, и компании НТВ-Интернет и Омиком, предлагающие спутниковый доступ. О деятельности ПТТ-Телепорт и НТВ-Интернет мы писали ранее (см. статьи «НТВ-Интернет:будет ли успех» и «Проблема «последней мили» — уже не проблема»). Сейчас хотелось бы еще раз затронуть тему доступа в Интернет через спутник, который предлагают НТВ-Интернет и Омиком, и разобраться, почему этим компаниям может быть выгодно предлагать свои услуги по столь низкой цене.

Кратко напомним, как обстоят дела на рынке спутникового доступа. Сперва о самой технологии. Во-первых, речь идет об асиметричном доступе. То есть, клиент посылает свои запросы через обычный наземный канал (например, через коммутируемое соединение с местным провайдером). Запросы всех пользователей поступают в единый операционный центр. Ответ на запрос передается из операционного центра на спутник, откуда он поступает на спутниковую антенну («тарелку») клиента. До недавнего времени в России были доступны услуги двух систем — DirecPC и HeliosNet. Скорость передачи данных абоненту от 400 кбит/с. Эти услуги довольно дороги — стоимость оборудования около $400, стоимость трафика в среднем 10 центов за 1Мб. В первую очередь эти системы ориентированы на корпоративных пользоавтелей и малызх провайдеров.

Широкого расрпостранения эти услуги не получили в первую очередь из-за высокой цены. Несколько месяцев назад ситуация на этом рынке изменилась кардинальным образом — появились НТВ-Интернет и Омиком, которые стали предлагать аналогичные услуги по гораздо более низким ценам. Стоимость оборудования составляет около $170 у НТВ-Интернет и около $270 у Омикома. Но самое главное, что эти компании предоставляют неограниченный доступ в Интернет со скоростью около 400 кбит/с всего за $20 в месяц. За счет таких низких цен они рассчитывают завоевать значительную долю рынка частных пользователей, которым были недоступны услуги спутниковго доступа. Но при этом ни одна из компаний, которые предоставляют услуги систем DirecPC и HeliosNet, не считают НТВ-Интернет и Омиком своими конкурентами. Мало того, совсем недавно Diamond Communications, дистрибутор DirecPC, запустил новую, аналогичную DirecPC, услугу — SpeedCast, предназначенную для восточных регионов.

Почему же новые игроки не представляют угрозы для традиционных операторов этого рынка? Самый главный аргумент, который приводят специалисты, говоря о бесперспективности НТВ-Интернет и Омикома — низкая скорость доступа при большом количестве абонентов. Дело в том, что мощность приемопередатчиков (транспондеров) ограничена, следовательно, при большом количество пользователей принципиально невозможно обеспечить каждому из них высокую скорость передачи данных. А это означает, что реально абоненты Омикома и НТВ-Интернет будут получать доступ в Интернет со скоростью гораздо ниже заявленных 400 кбит/с. Именно такая ситуация наблюдается в системе Europe-On-Line, услуги которой предоставляет Омиком. В частности, в Интернете на одном из форумов приведены данные о реальной скорости доступа в этой системе. Согласно приведенным сведениям, скорость обмена информацией даже меньше, чем при соединении по обычной телефонной линии. Представители компании Омиком не отрицают этого: «Происходит следующая вещь: если изначально предусматривается, что каналом пользуется один человек, то пользователи — особенно наши — умудряются загрузить канал до невозможности. Оно и понятно: всякий русский любит быструю езду... Некоторые умудряются через прокси-сервер подключать целые компании. И получается что 20 таких «псевдокорпоративных» пользователей могут загрузить транспондер до такой степени, что другим ничего не останется.» — говорит Андрей Бушуев (Омиком). Система НТВ-Интернет пока не работает, поэтому трудно сказать, как будет в действительности обстоять дело со скоростью доступа в их системе.

Однако специалисты утверждают, что ситуация будет аналогичная описанной и реальная скорость будет очень низка. В статье «НТВ-Интернет:будет ли успех?» приводились слова Юлии Клебановой, директора по маркетингу НТВ-Интернет: «Мы можем наращивать мощность транспондеров неограниченно в соответствии с количеством пользователей, чтобы обеспечивать им заявленную скорость доступа.» Однако, это означает, что компания работает себе в убыток. Приведем мнение Геннадия Мышкина, Diamond Communications: «Если каждому абоненту открыть неограниченный доступ в Интернет за 20 долларов в месяц со скоростью 400 кбит/с, система “ляжет”. Заурядный пользователь может за день скачать 100 Мб. Сто мегабайт умножим на 30 дней — сумасшедшая цифра получается по цене передачи трафика для провайдера услуг. Это совсем не 20 долларов. Получается, что в проект заложены фантастические убытки.»

Возникает вопрос: почему компаниям может быть выгодно предлагать подобные услуги? Ведь в одном случае компания Омиком косвенно обманывает пользователей, поскольку реальная скорость ниже заявленной, во втором случае НТВ-Интернет будет работать практически себе в убыток. Здесь возможно такое объяснение: косвенно и та, и другая компании создают аудиторию пользователей, имея которую можно будет привлекать рекламодателей и получать за счет этого прибыль. Андрей Бушуев из Омикома подтвердил эту версию: “ Мы продаем не столько услугу связи, сколько платный портал. То есть основная наша задача – создать аудиторию, которая бы пользовалась платным русскоязычным порталом Европа-Он-лайн. Только здесь мы видим реальные доходы. А продажа услуг доступа – это вспомогательное, манок для людей, способ создания аудитории. Сейчас реально существует только западный портал, русскоязычных пока нет, но просто и аудитория пока не рентабельна. Но до сентября мы обязаны этот портал запустить.” Напомним, что холдинг МеМоНет, в который входит НТВ-Интернет, также занят созданием собственного контента. Таким образом, получается следующая ситуация: высокоскоростной спутниковый доступ по-прежнему недоступен массовому пользователю, поскольку за широкополосный канал надо платить дорого. Дешевый спутниковый канал, который предлагают новые игроки — всего лишь способ формирования аудитории для своих порталов. Абсолютно справделиво это пока только для Омикома, поскольку НТВ-Интернет начнет предоставление своих услуг 31 мая. Если реальная скорость в системе НТВ-Интернет (после подключения нескольких тысяч пользователей) будет намного ниже заявленной, тогда будет можно утверждать, что эта услуга также нацелена на создание аудитории. Для проверки этого утверждения надо лишь немного подождать.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153