Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Российские микроэлектронщики готовы вытеснить вендоров из ЮВА

Актуальными мерами для подъема отечественной микроэлектроники могли бы стать налоговые льготы на ввоз оборудования и повышение таможенных пошлин на некоторые компоненты. Сейчас пошлины на электронные компоненты в России составляют около 5%, что делает ценовую конкуренцию с производителями из Юго-Восточной Азии очень непростой.

Несмотря на скромное положение отечественной микроэлектроники на мировом рынке, отрасль, безусловно, имеет перспективы, и при правильно выбранной стратегии, сможет повысить конкурентоспособность и найти свою нишу на мировом рынке. Главная проблема заключается не в дотациях государства, а в создании благоприятного климата для развития отрасли.

Основные игроки российского рынка

Флагманами отрасли являются предприятия «большой тройки» - Дивизион «Микроэлектронные компоненты» концерна «Научный центр» («Микрон», «ВЗПП-Микрон»), НПО «Интеграл», ОАО «Ангстрем». Концерн «Научный центр» (КНЦ), 77,5% акций которого принадлежат АФК «Система», выкупил у «Информационной внедренческой компании» (ИВК) 53% акций зеленоградского электронного предприятия «Квант», на котором собираются сотовые телефоны, телевизоры, мониторы как для компаний, аффилированных с «Системой», так и для внешних заказчиков. На «Кванте» также собирает свои ПК Fujitsu Siemens. Существует и ряд менее крупных российских предприятий, многие из которых объединены в государственный холдинг «Российская электроника», владеющий также блокирующим пакетом «Ангстрема».

Крупнейшие предприятия микроэлектроники в СНГ

Предприятие Расположение Объем производства в 2004 году,
$ млн.
Концерн «Научный Центр» Зеленоград, Воронеж 56
НПО «Интеграл» Центральное производство – Минск 54
ОАО «Ангстрем» Зеленоград 33

Источники: SEMI CIS 2005

На сегодняшний день объем рынка микроэлектроники СНГ составляет около $1 млрд. Из него у концерна «Научный центр», «Интеграла», «Ангстрема» - 6-7%. Остальная его часть занята иностранными фирмами. Из общего производства «большой» тройки на внутренний рынок приходится 40%, а на экспорт - 60%.

Технологическим уровнем всех предприятий «тройки» остается 0.8-1 микрон, освоенный гигантами микроэлектроники еще в конце 1980 – начале 1990 годов. Поэтому приоритетным направлением становится работа на «консервативной» части рынка с топологическим размером большим 0.5 микрон, спрос на которые уже давно сформирован. Большая часть таких изделий производится в Юго-Восточной Азии, которая является и основным потребителем данных чипов (например, в производстве бытовой техники). Особенностью этого рынка является его достаточно стабильный совокупный объем, а за увеличение своей доли на рынке каждая отдельная компания должна жестко конкурировать с другими, причем, роль соотношения цена/качество становится определяющей. Впрочем, и в этом секторе каждый год делается множество инновационных разработок – характерно лишь то, что «консервативный» сектор свободен от «гонки» за субмикронными решениями.

Будущее в стиле киберпанк: ИИ стал базой технологических трендов
Генеративный ИИ

В то же время наблюдается отход отечественных предприятий от производства в самом «дешевом» сегменте – микросхем для часов и калькулятров, который был одним из основных профилей большой «тройки» в 1990-е годы. Это объясняется возросшей ценовой конкуренцией с производителями из Юго-Восточной Азии.

Другим основным направлением для микроэлектронной промышленности СНГ остаются чипы спецприменения и силовая электроника, также не требующая субмикронов. В данном направлении отечественные производители имеют очень серьезный потенциал, и, наряду с иностранными заказчиками, важными потребителями являются ВПК, атомная и энергетическая промышленность России.

CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: