Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

От модернизации системы Казначейства к Электронному бюджету России

Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко рассказала CNews о крупнейшем проекте модернизации Федерального казначейства (ФК) и о следующем этапе информатизации – создании системы «Электронный бюджет».

И сейчас, после того, как модернизация АС ФК была названа одним из лучших проектов Всемирным банком, я горжусь, что стояла у его истоков, работая руководителем Федерального казначейства.

Нужно отметить лидеров проектной команды. Это директор проекта Валентина Малышева, Роман Артюхин, ИТ-директор проекта Алексей Попов, архитектор Людмила Лопина. В работе всех участников проекта был замечательный командный дух.

CNews: Вы упомянули, что одной из сложностей при реализации проекта было изменение законодательства и, возможно, из-за этого пришлось сдвинуть сроки реализации проекта. Предполагалось, что он закончится в 2010 году, а он завершился только в 2012-м.

Татьяна Нестеренко: Причиной тому действительно стали проблемы нормативно-правового регулирования. Это очень большая работа – пройти все стадии от бюджетного кодекса до каждой инструкции. Здесь фигурирует множество интересов, возникает большое количество споров. Особенно сложное обсуждение у нас было с субъектами Российской Федерации о том, как строить новую модель, потому что мы, в конечном счете, приняли решение в отношении кассового обслуживания со стороны Казначейства, и субъектам казалось, что федеральная структура вмешивается в их полномочия, нарушает их почти суверенный статус. Дело дошло даже до Президента России, который лично поставил точку в этом вопросе. И после этого примерно в течение года была пауза, когда мы вместе с финансистами субъектов вырабатывали эти решения.


Татьяна Нестеренко: Не нужно делать систему «Электронный бюджет» монолитной и централизованной, лучше реализовать ее по аналогии с AppStore, в виде «магазина решений»

Сейчас к всеобщему удовлетворению многие субъекты переходят на новую модель обслуживания, при котором Казначейство ведет не только сам счет субъекта, но и все лицевые счета его участников, выполняя эти функции. Субъекты поняли, что как оператор Казначейство не определяет политику операционной деятельности. Поэтому они отдают Казначейству ряд функций «на аутсорсинг» и сокращают свои расходы на их выполнение.

CNews: Возможны ли какие-то проблемы взаимодействия с регионами при создании системы «Электронный бюджет»?

Татьяна Нестеренко: При разработке концепции «Электронного бюджета» мы сразу заложили принцип опциональности. Если субъекты Федерации будут заинтересованы в снижении операционных расходов, в том числе и на создание информационных систем, и захотят использовать нашу разработку, мы им передадим алгоритмы, программы для ведения учета. Если же субъекты решат делать свои системы – мы не будем им препятствовать, поскольку у нас федеративное устройство государства. Но мы не можем ждать, как будут развиваться решения у других разработчиков – наша задача сделать свое.

Разрабатывая систему, мы пришли к выводу, что не нужно делать ее монолитной и централизованной. Для большей гибкости и лучших возможностей по интеграции лучше ее реализовать по аналогии с AppStore, в виде «магазина решений». Возможно, это будут открытые решения, которые другие разработчики смогут дорабатывать в соответствии с созданными нами правилами. Мы хотели бы создавать систему с возможностями расширения, создания и подключения других решений, чтобы развивать рынок. Для нас рынок означает конкуренцию, которая всегда поддерживает уровень качества.

CNews: Какие другие сложности вы видите при реализации проекта?

Татьяна Нестеренко: Первая возможная сложность – необходимость систематизации и кодирования информации. У нас нет правил использования информации, которые бы позволяли в дальнейшем эту информацию обрабатывать машинным способом. Разработав коды классификации для учета финансов, мы начали эту работу. Поэтому мы так легко создаем отчеты. Но чтобы связать деньги с результатами, нужно, как я говорю, «оцифровать материальный мир». Мы должны быть уверены, например, что начисляя заработную плату в ведомости, наименование должности пишут не просто «главный специалист» с большой буквы, или с маленькой, а точно так, как она записана в конкретном реестре. Если указываются дорога, улица, дом – на все должны быть правила составления этой информации и ее использования. Тогда информацию можно будет обрабатывать машинным способом.

Создание системы ведения этих справочников – самая сложная задача. Изначально, когда в России формировалось электронное правительство, было предложено много решений, но я никогда не слышала, чтобы названную мной задачу ставили в центр внимания. Почему у нас так тяжело продвигается развитие электронных госуслуг – потому что нет систематизации информации. Берем, к примеру, УЭК – она работает, но это только ключ к хранилищу информации. Мы в это хранилище попадаем, а там хаос. Именно эту проблему мы и обсуждали на совещаниях, в том числе в правительстве.

В конечном итоге было принято решение возложить задачу систематизации и кодирования информации на Федеральное казначейство. Это было сделано не случайно, поскольку только оно, пожалуй, могло с ней справиться. И Казначейство уже разработало соответствующую концепцию систематизации и кодирования информации.

Еще одна непростая задача, над решением которой мы работаем – заставить многие ведомства отказаться от их собственных классификаций и справочников. У нас одних только справочников и реестров населенных пунктов шесть штук. И нужно, чтобы пять министерств и ведомств отказались от своих, а шестой реестр был доработан в соответствии с новым форматом. Мы будем выходить на уровень правительства, докладывать Комиссии по информатизации. Я абсолютно убеждена, что без этого не будет ни системы электронного управления вообще, ни «Электронного бюджета» в частности. Потому что «Электронный бюджет» – это только слепок системы электронного управления.

Следующая задача – разработка и правовое описание всех бизнес-процессов. Нужно уметь прогнозировать и создавать их достаточно гибкими, понимая, как могут трансформироваться те или иные решения в будущем, с учетом специализации функций, передачи их части на аутсорсинг и т.д.