От модернизации системы Казначейства к Электронному бюджету России
Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко рассказала CNews о крупнейшем проекте модернизации Федерального казначейства (ФК) и о следующем этапе информатизации – создании системы «Электронный бюджет».CNews: Модернизация автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК) проходила при вашем непосредственном участии. Как вы можете оценить значение реализации этого проекта для государственного управления? Можете с чем-то сравнить?
Татьяна Нестеренко: Я думаю, что наиболее взвешенную оценку результатов модернизации системы могут дать другие организации. По крайней мере, я могу опираться на мнение специалистов Всемирного банка, которые изучали нашу АС ФК в рамках встреч, проводимых по линии АТЭС во Владивостоке. Они оценили созданную в Казначействе систему как одну из лучших, наиболее передовых в мире систем, обеспечивающих соблюдение важнейших принципов, заложенных в управление финансами.
Речь идет о едином счете, при использовании которого отделяются данные о финансах от информации о правах на распоряжение ими. Мы реализовали эту концепцию как раз в рамках модернизации системы Казначейства. Все деньги консолидированы на едином счете Федерального казначейства в Центральном банке, и только в момент платежа прикрепляются данные о соответствующих участниках бюджетного процесса. Это дало нам возможность снижать расходы, связанные с управлением долгом, реже проводить займы на рынке. И это все благодаря возможности гибкого управления ресурсами, то есть размещения временно свободных средств, когда в них возникает необходимость. Более того, мы вместе с Центральным банком еще и укрепляем банковскую систему, когда необходимо поддержать ликвидность в этом секторе. Таким образом, то, что мы сделали, принесло существенную пользу России.
Татьяна Нестеренко: Казначейство очень быстро доводит всю информацию о состоянии финансов до любого муниципалитета, такая скорость сейчас недостижима во многих развитых европейских странах
У нас была ситуация в феврале 2013 года, когда из-за состояния средств на счете могли остановиться выплаты зарплат, пенсий и льгот. А это, помимо прочего, означает социальную нестабильность. И такой ситуации помогла избежать система управления ликвидностью счета.
Второе преимущество, которое мы получили – сокращение сроков составления отчетности, прозрачность ее формирования, высокая скорость получения аналитической информации. Все это усиливает наш управленческий ресурс. Чтобы принимать решения, нужно понимать, что происходит. Казначейство очень быстро, буквально «Т+1», если считать по дням, доводит всю информацию о состоянии финансов до любого уровня, до любого муниципалитета. Такая скорость предоставления достоверных данных сейчас недостижима во многих развитых европейских странах.
Третья выгода от новой информационной системы Казначейства – оптимизация расходов на содержание государственного аппарата. Положительный эффект был достигнут в результате оптимизации бизнес-процессов, изменений в самом Казначействе, использования новых технологических решений, и он позволил сократить численность государственных служащих в Федеральном казначействе на 20%, сделать всю систему более эффективной.
Все эти изменения – управление финансами, ускорение формирования отчетности и снижение расходов на госаппарат – дали положительный результат для системы управления государством, для страны в целом, и сейчас этот опыт перенимают наши коллеги по АТЭС и во Всемирном банке. Но и мы не стоим на месте, у нас есть планы дальнейшего развития.
CNews: Проект модернизации АС ФК, наверное, был одним из крупнейших в сфере информационных технологий в Российской Федерации. И подрядчики готовят описание этого многолетнего проекта, где в исторической перспективе расскажут обо всех этапах, сложностях и успехах. Как вы относитесь к подобной инициативе?
Татьяна Нестеренко: Я полностью поддерживаю эту идею. Для всех, кто входит в такие проекты, это будет учебное пособие, методичка с описанием, как лучше управлять подобными проектами, с чего начинать, где возможны ошибки, чего нужно избегать. Есть много учебников по управлению проектами, но я думаю, что каждый опыт уникален и ценность учебника повышается, если он адаптирован к той среде, которая нужна изучающему. В данном случае речь идет о масштабах государства. В Российской Федерации своя среда, нужно уметь работать здесь. Мы не можем взять с чистого листа зарубежный опыт и сразу использовать его здесь. Как, собственно говоря, и они не могут взять наш опыт. Поэтому в данном случае, если разработчики создадут такую книгу, методологию, историю – что угодно – я думаю, для многих это будет очень полезно.
CNews: Какие новые задачи были сформулированы в ходе проекта модернизации? Какова концепция создаваемого «Электронного бюджета» и какая роль в нем отводится Федеральному казначейству?
Татьяна Нестеренко: Действительно необходимо пояснить концепцию проекта «Электронный бюджет», который мы реализуем, в чем его отличие от модернизации АС ФК. Для этого нужно акцентировать внимание на логическом продолжении реформ, о которых я говорю. Мы научились быстро считать деньги, управлять финансами. Для этого мы создали единый счет. Научились быстро составлять отчет об исполнении бюджета – не только федерального, перевели субъекты на кассовое обслуживание. На протяжении последних десяти лет Счетная палата всегда подтверждает наши отчеты по всем исполнениям бюджетов. Но это не дает ответа на вопрос о том, достаточно ли достоверны эти отчеты.