Разделы

Облака Маркет

Облачные технологии: что нужно бизнесу прямо сейчас

Рынок облачных технологий – один из немногих сегментов ИТ, показывающий мощный рост в период, когда фактические ИТ-бюджеты компаний уменьшаются из-за падения покупательной способности рубля. И для «ухода в облака» у бизнеса есть реальные экономические причины. Их выделили участники конференции «Облачные технологии: новые задачи», проведенной 17 марта в Москве CNews Conferences и CNews Analytics.

Владислав Лантух: Более 50% компаний будут арендовать инфраструктуру до конца 2015 г.

Владислав Лантух, заместитель генерального директора компании IBS DataFort, рассказал о том, как текущие экономические тенденции влияют на развитие SaaS и IaaS в России, определил основные драйверы рынка, а так же указал на проблемы публичных облаков и выделил преимущества корпоративных.

CNews: По вашему мнению, подтолкнет ли непростая экономическая ситуация бизнес к более интенсивному использованию публичных облачных сервисов?

Владислав Лантух: Очевидно, что в России сложилась непростая экономическая ситуация, которая еще с середины 2014 г. повлияла на решения корпоративных заказчиков в пользу поиска профессиональных сервисных партнеров для размещения своей инфраструктуры.

Анализируя эту тенденцию, я бы выделил три основных «драйвера». Во-первых, невозможность в рамках текущего бюджета наращивать собственную инфраструктуру по причине курсовой разницы. Во-вторых, расположение ресурсов за рубежом, что вследствие все той же курсовой разницы существенно увеличивает операционные расходы, а в-третьих, – это изменение законодательства РФ в области персональных данных.

По нашим оценкам, до конца 2015 г. года в финансовом секторе и ритейле более 50% корпораций будут иметь сервисный контракт на профессиональные услуги по аренде инфраструктуры. Среди зарубежных компаний, имеющих бизнес в РФ, данный показатель приблизится к 100%.

CNews: Стоит ли ожидать, что модель SaaS догонит по объему в денежном выражении сегмент IaaS на российском рынке в ближайшие 2–3 года, в том числе благодаря кризису?

Владислав Лантух: Мы не ожидаем, что на корпоративном рынке сервисы SaaS в обозримые сроки смогут догнать в денежном выражении сегмент IaaS. Дело в том, что даже к таким стандартным сервисам, как электронная почта, корпоративные заказчики предъявляют особые требования в части доступности сервиса, SLA и информационной безопасности. Стандартные сервисы SaaS все-таки этим требованиям не удовлетворяют.

Редкие примеры проникновения SaaS в корпоративный сегмент связаны с переходом ведущих поставщиков ПО, лидеров российского рынка, на модель SaaS, яркий пример – компании-франчайзи «» в сфере бухгалтерского ПО и кадрового учета. В SMB ситуация несколько другая – SaaS сильно опережает IaaS, так как небольшие компании готовы пользоваться стандартным минимальным прикладным функционалом без решения вопросов ИБ, SLA и т.п.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

CNews: Получили ли преимущества российские коммерческие ЦОДы в связи с требованиями российского законодательства, курсом на импортозамещение? Если да, то как это может отразиться на их выручке по итогам 2015 г.?

Владислав Лантух: На наш взгляд, в этом вопросе никаких преимуществ нет. Процесс переноса инфраструктуры с размещением нового оборудования в коммерческом ЦОДе стоит десятки миллионов долларов, а доля выручки услуг co-location в таком проекте не превышает 5–7%. Так как эти расходы не связаны с бизнесом, то я сомневаюсь, что компании готовы инвестировать в такие проекты при текущем состоянии экономики. Куда более эффективно и быстро будет осуществлять миграцию с переходом на профессиональные облачные сервисы. В нашей практике встречается много случаев, когда именно бизнес, а не ИТ, выбирал облачную инфраструктуру в проектах по переносу данных в Россию.

Что же касается импортозамещения, мы не рассматриваем его в качестве драйвера рынка коммерческих услуг, так как этот вопрос более актуален для государственного сектора.

CNews: Какие проблемы российского рынка публичных облачных сервисов можно назвать основными в 2015 г.?

Владислав Лантух: На этот сегмент повлияют те же факторы, что имеют место для российского ИТ-рынка и экономики в целом: ослабление курса рубля и вступление в силу ФЗ-152/ФЗ-242 в части хранения персональных данных на территории РФ. Нас, как провайдера профессиональных облачных сервисов для корпоративных клиентов, эти проблемы коснутся в минимальной степени. В отличие от многих системных интеграторов и других компаний, пытающихся только сейчас реактивно «нащупать» рынок во всех мыслимых сегментах и всеми возможными технологиями (вплоть до opensource).

Мы изначально были стратегически нацелены исключительно на корпоративный сегмент, для которого важен сквозной SLA, ИБ, решения всех вопросов, связанных с сетевым доступом, промышленная инфраструктура с возможностью масштабирования ее самим заказчиком в реальном времени и ценообразование исключительно в рублях РФ в перспективе долгосрочных отношений. Наши продукты полностью удовлетворяли этим требованиям рынка еще до появления обозначенных проблем.