Разделы

Интернет Безопасность Бизнес

Михаил Прибочий: антивирус для СМБ должен уметь все

Крупный российский бизнес уже обзавелся мощными системами антивирусной защиты и нацелен на построение комплексных решений обеспечения информационной безопасности. А вот использование современных антивирусных продуктов на отечественных предприятиях среднего и малого бизнеса остается на достаточно низком уровне. При этом построение антивирусной защиты для компаний СМБ имеет свои особенности. О развитии российского рынка информационной безопасности и антивирусной защиты, его основных тенденциях и проблемах, с которыми сталкиваются предприятия СМБ при попытках организовать защиту самостоятельно, корреспонденту CNews рассказал Михаил Прибочий, заместитель директора по развитию бизнеса компании "АПЛ" – Центра развития бизнеса Trend Micro в России и странах СНГ.

CNews: В скором времени Microsoft выпускает в продажу собственный антивирус. Как, на ваш взгляд, это повлияет на рынок?

Михаил Прибочий: Конечно, Microsoft станет заметным конкурентом – просто за счет известности своего имени. Продукт такого бренда, лишь появившись на рынке, отнимет изрядную его долю у всех вендоров. В первую очередь новыми решениями Microsoft заинтересуются домашние пользователи. Будет заметная конкуренция на рынке СМБ – Microsoft всегда хорошо понимала и удовлетворяла потребности небольших компаний. В меньшей степени ожидаю изменений в корпоративном секторе – здесь важна мультиплатформенность, которую Microsoft не собирается обеспечивать. В любом случае, новый игрок заметно повлияет на рынок и заставит дополнительно активизироваться всех игроков, а значит, конечные клиенты от этого только выиграют.

В СМБ все должно быть легко

CNews: Есть ли специфика в работе с разными отраслями? Существует ли разница в подходах к организации безопасности в бизнесе и в госструктурах?

Михаил Прибочий: Разница подходов очевидна, если сравнивать малый и крупный бизнес. Что касается госструктур, то они ближе к корпоративным клиентам. Различие в том, что корпоративные клиенты учитывают свои интересы, оценивают потребности и считают стоимость решений.

Михаил Прибочий: Часть антивирусных вендоров не имеет собственной линейки СМБ
Михаил Прибочий: Часть антивирусных вендоров не имеет собственной линейки СМБ

А госструктуры в большей степени бюрократизированы, зачастую здесь важнее документ (сертификация, отраслевой стандарт и пр.), который прилагается к продукту, нежели он сам. Да, и не нужно забывать, что стоимость информации в отдельных ведомствах может быть столь высока, что там будет вполне оправдан предложенный мной раньше подход к обеспечению 100% защиты.

Если же мы рассмотрим различия малого и корпоративного бизнеса – здесь существуют два диаметрально противоположных подхода. Крупный бизнес может себе позволить большие финансовые вложения в построение защищенной инфраструктуры. Малый бизнес – меньшие ресурсы. Финансовые и, как следствие, человеческие. Это значит, что некрупная компания, не связанная с рынком ИТ, не станет брать в штат высокооплачиваемого ИТ-администратора. Скорее всего, это будет приходящий по вызову фрилансер, студент после занятий или один из сотрудников, немного понимающий в компьютерах. Отсюда требование к защите: это должен быть единый продукт, предельно простой, локализованный, интуитивно понятный, без необходимости в ежедневном администрировании, без длительной процедуры установки, с возможностью дистанционного управления. Естественно, он должен включать в себя все необходимые функции от антивируса и сканера безопасности до антиспама и защиты от шпионских программ. И, конечно, продукт должен быть доступен в продаже и стоить недорого. Пожалуй, именно из этого должны исходить производители, выходящие на рынок СМБ.

CNews: Какие проблемы обычно испытывают компании сектора СМБ при попытках самостоятельно организовать свою безопасность?

Михаил Прибочий: Основная проблема, конечно, неправильный выбор продуктов. Типичный пример: приобретение для защиты сети продуктов, предназначеных для защиты домашних компьютеров. Ясно, что здесь речь не идет ни о каком централизованном администрировании, а это рано или поздно приведет к снижению работоспособности.

Часть антивирусных вендоров не имеет собственной линейки СМБ. Они берут корпоративную, и, изменив название, цену и политику лицензирования, позиционируют продукты как предназначенные для СМБ. Получается, что клиент, купившись на знакомое имя, приобрел продукт, который его не удовлетворил - решение сложное в обращении, требовательное к ресурсам, после инсталляции его необходимо настраивать и поддерживать. Причем, скорее всего, это будет не один продукт. Владение таким ПО будет стоить много дороже, чем их начальная стоимость. Ведь стоимость владения сейчас гораздо больше, чем начальная сумма, которую мы платим за продукт.

Итак, один вариант – купить, что попадется. Вариант второй, гораздо худший, – выбрать защиту по критерию наименьшей стоимости. И, скорее всего, получить, защиту, напоминающую кусок забора в чистом поле – шаг в сторону, и вы его обошли. То есть продукт наверняка не обеспечит комплексной защиты. Пример: вендор не предлагает защиту на шлюз, говорит: "А зачем здесь антивирус? Все равно все, что попадет внутрь, поймается на рабочих станциях!". Подобный выборочный подход к защите – это как в принципе отказаться от погранвойск в условиях враждебно настроенных соседних государств, а взамен выдать населению страны оружие: "Увидишь врага на пороге – застрели его". Хотели бы вы жить и работать в таких условиях? Лично мне по душе комплексная защита, когда государство осуществляет пограничный контроль, работают службы внутренних дел и контрразведки. Мое личное участие в обеспечении ежедневной охраны государства сводится к минимуму, хотя я, в случае необходимости, конечно, готов.

СNews: Ваша компания выпускает на рынок продукт для сектора СМБ. В чем проявляется его "заточенность" под этот сектор?

Сергей Трандин: Высокий финансовый результат «Базальт СПО» — следствие наших профессиональных достижений
Маркет

Михаил Прибочий: Продукты Trend Micro WorryFree Security выходят под лозунгом "Легко!". Это многофункциональные и недорогие локализованные решения. Но самое главное – они практически не требуют администрирования. Ставятся легко, не требуют обучения администраторов. Продукт работает сам, сам обновляется, его нельзя отключить пользователям с рабочих станций. При этом он содержит в себе и антиспам, и антивирус, и межсетевой экран, и систему обнаружения вторжений, и сканер уязвимостей, и систему очистки на случай, если все-таки заражение произошло. Кстати, вторая маленькая страшная тайна антивирусных компаний. Антивирус не удаляет вирус, он его, скорее, убивает. И после этого "кровопролития" может остаться много "мусора". У Trend Micro есть отдельный сервис (он платный для корпоративного рынка и бесплатный для СМБ) – он автоматически очищает машину, если заражение все-таки произошло. Это немаловажно – не нужна высокая квалификация администратора, чтобы очистить реестр, остановить запущенные вирусом процессы. Если обобщить, максимум функциональности при минимуме администрирования.

CNews: Известно, что для вывода этого продукта на рынок вы реорганизовывали сеть сбыта. Какие изменения были сделаны?

Михаил Прибочий: Начнем с того, как мы вообще к этому пришли. Компания "Прикладная логистика" (в ее состав входит "АПЛ") впервые начала заниматься Trend Micro в 1998 году. Активная работа пошла в 2004 году – мы получили статус эксклюзивного сертифицированного дистрибутора Trend Micro и акцентировали работу на корпоративном рынке. В итоге на конец 2005 года мы занимали около 16% российского рынка - третье место по продажам. Из них 75-80% оборота приходились на корпоративные продукты. И в прошлом году осознали необходимость продвижения в сектор СМБ.

Являясь дистрибуторами, ориентированными на корпоративный рынок, мы имели около сотни партнеров, в основном, системных интеграторов. Однако с ними трудно выйти на рынок СМБ – большинству из них просто неинтересны такие сделки. Нам нужен был массовый рынок реселлеров. Поэтому мы реорганизовали свою работу, получили статус центра развития бизнеса Trend Micro и заключили соглашения с тремя ведущими российскими дистрибуторами ПО: "Аксофт", "Антивирусный центр" и "Монт". Они впитали нашу отстроенную и функционирующую партнерскую сеть и открыли доступ к своим многочисленным реселлерам.

Последний штрих – мы упростили аккредитацию наших новых партнеров младшего статуса, которые желают работать с линейкой СМБ. Теперь аккредитация занимает меньше суток. В этом проявляется наша идея "Легко!" – легко купить, легко поставить, легко использовать, и, получается, легко стать партнером Trend Micro.

CNews: Какие задачи вы перед собой ставите на рынке СМБ?

Павел Таранов, МТС: Telecom Platform позволяет телеком-индустрии экосистемы двигаться быстрее
Телеком

Михаил Прибочий: Несмотря на то, что мы не продвигались целенаправленно в область СМБ, по итогам 2006 года 30% наших продаж составили заказы для компаний, имеющих до 250 рабочих станций. В наших планах донести потребителям информацию о новой линейке и новых возможностях, которые она предоставляет. Сегодня наша цель - довести процент продаж наших СМБ-продуктов – локализованных, легких в использовании, многофункциональных - до 30% (при заказе в количестве до 100 рабочих станций).

CNews: Ваш бизнес требует постоянной концентрации сил. Остается ли свободное время? На что вы его тратите?

Михаил Прибочий: Времени катастрофически мало, но я уверен, что тратить жизнь только на работу недопустимо. Есть хобби: чтение, путешествия, рыбалка и спорт. И есть главные ценности, которыми нельзя пренебрегать: семья, дети и друзья. Так что, несмотря на загруженность, я выделяю время просто для жизни. У меня маленькая дочка и поиграть с ней сейчас, наверное, главная радость.

Юлия Муромец / CNews