Разделы

Бизнес

Как оценивать ИТ-активы?

Существующие методы оценки ИТ-активов являются сугубо субъективными. Результаты, полученные разными аудиторами, могут отличаться в 2-3 раза, в итоге сама оценка теряет смысл. Тем не менее, оценивать ИТ-активы нужно и можно. Главное – применить правильный подход.

За рубежом не лучше

Но это все были российские методики, взятые из "Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности", "Порядка инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты научно-технической деятельности", стандарта РОО СТО РОО 26-01-96 "Оценка нематериальных активов" и РОО СТО РОО 26-02-98 "Оценка объектов интеллектуальной собственности".

Может, на международном уровне все эти вопросы уже давно и успешно решены? Основополагающими стандартами по данному вопросу являются: "Международные Стандарты Оценки" (МСО-2001), "Европейские Стандарты Оценки" (ЕСО-2000, European Valuation Standards 2000), и "Международные Стандарты Финансовой Отчетности" (МСФО-38 «Нематериальные активы»). А кроме того, существует огромное количество других методик и рекомендаций расчета абсолютно любых экономических показателей, при абсолютно любых условиях, для абсолютно любых целей.

Рассмотрим методики расчета показателей возврата инвестиций ROI (return on investment), срока окупаемости РР (Payback period), простой нормы прибыли SRR (Simple rate of return), чистой текущей стоимости NPV (net present value), индекса прибыльности PI (Profitability index)… Везде, в каждой формуле обнаруживаются "старых знакомые" – величины, определяемые экспертно. Причем ключевым словом во всех комментариях и примерах к этим многочисленным методикам стоит слово "предположим". Но ведь предположить можно что угодно!

Кроме того, механический перенос на ИТ методов и методик, разработанных для материального, а то и вообще - чисто финансового инвестирования, в подавляющем количестве случаев приводит к просто бессмысленным результатам.

Для ИТ не существует "физического" износа (ибо он равен "0"), и соответственно - амортизации, но в тоже "остаточная стоимость", понимаемая в значении возможности реализации данного б/у актива на рынке, всегда и везде равна "0".

Так же для ИТ-объектов не существует "экземплярной" себестоимости (и 5, и 10, и 100 копий программы стоят столько же, сколько и 1 (стоимость носителя к стоимости самой программы никакого отношения не имеет).

Что же касается принимаемого за аксиому однозначного разделения процесса создания ИТ-решений на "исследования" и "разработку", то оно в корне неверно. И самое главное: для расчета экономических параметров всей схемы нужно всегда идентифицировать численный "выход" ИТ-технологий, их "долевой" вклад в увеличение/уменьшение стоимости/количества выпускаемой продукции или услуг. А по поводу этой "доли" - не ясно не только то, как ее "считать", но и даже то, какой формат она должна иметь.

В этих условиях любые численные расчеты "экономики" ИТ-технологий, совершаемые по методикам, разработанным для материальных или финансовых активов, представляют собой не что иное, как закамуфлированное мошенничество, прикрытое и оправдываемое благими (или не очень) намерениями.

В другую крайность

Столкнувшись со сложностью и неадекватностью численных расчетов по существующим методикам, многие уходят в противоположную крайность и объявляют ИТ чистыми, "вынужденными" затратами, разновидностью убытков, наравне с кражами, пожарами, наводнениями и прочими факторами, находящимися вне объективного контроля. Либо же отводят им роль качественных (соответственно - непросчитываемых и неучитываемых) улучшений. Таких как "сокращение дублирующих функций, увеличение оперативности расчетов, повышение "интеллектуальности" бизнеса, оптимизация управления" и т.д.

Это - уже хорошо, по крайней мере, в этом нет явного обмана. Но такой подход все равно не дает ответа на главный вопрос "Если на ИТ тратятся вполне конкретные и прекрасно измеряемые средства, то как измерять то, на что эти средства тратятся". Для ответа на этот вопрос необходимо отойти от мелких, конкретных деталей и посмотреть на ситуацию сверху, "с высоты птичьего полета". Если это сделать, обнаруживается, что проблема, которую не удается решить - просто отсутствует.

Действительно, качественная оценка - это инструмент принятия решений. А численная - это инструмент бухгалтерского и/или управленческого учета. В силу этого, любые сложности с оценкой (за исключением недостатка/неточности анализируемых данных), - это исключительно следствие непонимания самой природы оценки, а чаще всего - отсутствие конкретной цели проведения оценки. Если "качественная" оценка позволяет принять правильное решение - значит, она полностью справляется со своей задачей. Если численная оценка позволяет осуществлять бухгалтерский/управленческий учет - значит, она полностью справляется со своей задачей.

Любая оценка - это не "данность свыше", а всего лишь инструмент. Инструмент, который надо определенным образом использовать для достижения четко поставленных целей. То есть - сначала определяется цель оценки, а уже потом, исходя из нее - определяется, какую конкретно оценку для достижения этой цели использовать, и как эту цель с помощью выбранной оценки достичь. Иначе будет бессмысленное использование инструмента не по адресу, без цели, без толку и без должного результата.

Юрий Соснин, «Астра»: С февраля мы испытываем на себе лавинообразный рост запросов на миграцию
Бизнес

Грамотное применение оценки

Разобравшись с природой оценки, можно вернуться к первоначальной задаче и попробовать ее решить. Начнем с оценки качественной, или, если точнее, нечисленной.

Основная ее цель - обосновать принятие управленческого (в большинстве случаев) решения. Это решение касается "вложения" в новые ИТ (приобретение / разработка / внедрение). Соответственно, ответ должен иметь формат "вкладывать"/"не вкладывать", и/или "вкладывать в ИТ №1"/"вкладывать в ИТ №2".

Эти вопросы решаются инструментарием стратегического менеджмента, и глобального маркетинга, исходя из целей/динамики развития компании/рынка. Бухгалтерское жонглирование цифрами здесь неуместно, основной инструмент - метрика "перспективности". Используемые понятия - "выход на рынок", "доля рынка", "расширение присутствия на рынке", "удержание рынка" и т.д.

Дмитрий Бондарь, «РТК-Солар»: Зрелость отечественных решений IdM сопоставима с иностранными
Импортозамещение

Если оценка не численная, значит ли это, что она не имеет цифрового "отражения?" Нет, не значит, наоборот - цифры здесь будут, просто идти они будут не от ИТ, а от рынка.

Например, руководство транспортной компании (ТК) видя, что на рынке начинает усиливаться конкуренция, после рассмотрения альтернатив (снижение себестоимости/повышение оперативности перевозок) принимает решение сделать ставку на оперативность, для обеспечения которой рассматривает возможность приобретения соответствующей ИТ-системы. Соответственно, и сама эта система будет оцениваться исключительно исходя из метрик рынка перевозок, а отнюдь не из метрик рынка ИТ-систем.

И если руководству компании необходимы цифры, можно, например, экспертно оценить увеличение доли рынка перевозок, соответственно - увеличение дохода, после чего "по вкусу" подобрать методику оценки, с помощью которой арифметическими манипуляциями "нарисовать" наборы цифр.

При этом, естественно, нужно понимать, что никакой смысловой нагрузки эти цифры нести не будут, так как решение о "вложении" принимается отнюдь не на их основе, наоборот - сами эти цифры появляются из этого решения.

Что же касается самих ИТ-компаний, которые сами "вкладываются" в нематериальные активы, и у которых подобные активы составляют основную часть "капитала", то для них разница между реальной и "нарисованной" стоимостью тем более может быть очень значительной.

Так, компания IBM приобрела фирму Lotus по "рыночной" цене в $3,5 млрд. в то время как ее "бухгалтерская" (балансовая) цена составляла всего лишь $226 млн. А "рыночная" цена (капитализация) компании Microsoft превосходит "бухгалтерскую" на два порядка.

Теперь - оценка численная, которая используется для управленческого/бухгалтерского учета. Из чего следует, что она никакой оценкой не является, это просто инструмент учета. Из чего в свою очередь следует, что использовать этот инструмент нужно, исходя исключительно из имеющихся задач. Все множество данных задач можно разделить на два подмножества: "учета приходов/расходов"и чистого "рисования цифр".

Задачи учета приходов/расходов - самые обычные, традиционные задачи учета: кому и сколько заплачено, от кого и сколько получено, что на баланс принято, что с него снято и т.д. По большому счету это - инвентаризация, такой своеобразный аудит, "встречная проверка" на основании первичной документации с минимумом субъективизма.