Разделы

ПО Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Игорь Никифоров: Иногда СДО ничем нельзя заменить

Катастрофическая нехватка кадров в ключевых отраслях экономики приводит к стремительному росту рынка систем дистанционного обучения (СДО) в России. Пока его объем невелик, однако ожидания участников более чем оптимистичны. Вытеснить очную форму обучения СДО, конечно, не смогут, но способны существенно повысить ее эффективность. А иногда альтернативы СДО просто нет, считает Игорь Никифоров, генеральный директор компании "Корпоративные системы обучения" (BCC Group). О потенциале российского рынка СДО и "смерти" e-learning он рассказал в интервью CNews.

Наиболее актуальна проблема кадрового голода для тех важнейших для России отраслей, которые в последние годы остались без притока квалифицированных специалистов: электроэнергетика, машино-, авиа- и судостроение, других "инфраструктурных" отраслей. Так, по данным последнего опроса Института экономики переходного периода, проблема острой нехватки квалифицированного персонала в промышленности сейчас вышла на первое место, обогнав даже дефицит оборотных средств, долго являвшийся основной "головной болью" для промышленников.

Вместе с тем и традиционно привлекательные для работы сферы, как, скажем, банковская деятельность и телекоммуникации, эта проблема также не обошла стороной. Но здесь несколько другая причина – постоянно меняющийся продуктовый портфель. А вывод на рынок новой услуги или продукта, как правило, требует переобучения персонала.

Не могу не отметить актуальность обучения и переобучения в вооруженных силах. Армии необходимо осваивать новые высокоточные, высокоэффективные виды вооружений, которые она получает в свое распоряжение. Вопрос о внедрении новых технологий всегда идет вместе с вопросом подготовки кадров к использованию этих технологий. Причем в данном случае чтобы обучить людей этому, не требуется большая, сложная работа. Ведь обучаются военные специалисты, которые имели опыт эксплуатации тех или иных видов вооружений. Необходимо просто поднять планку, повысить их уровень, но сделать это повсеместно, масштабно. С применением СДО есть возможность за определенное время подготовить гораздо большее число специалистов, чем в ходе аудиторных занятий, очного обучения. Например, в рамках одного из проектов, который мы сейчас завершаем, в уже работающей системе проходят обучение порядка 10 тыс. пользователей.

Важно также учитывать, что дистанционное обучение – это не только корпоративный сектор, но и образовательный. Это два довольно далеких друг от друга направления, для каждого из которых характерны свои принципы работы, своя мотивация внедрения систем. Не секрет, что наряду с дефицитом квалифицированных преподавателей большинство вузов испытывает острую нехватку помещений для аудиторных занятий. Отсюда и интерес к СДО в образовании, - они позволяют значительно повысить эффективность работы преподавателей и снизить нагрузку на аудитории за счет использования так называемой смешанной формы обучения. Также в значительной степени решается и вопрос обеспечения одинаково высокого уровня обучения, ведь подход различных преподавателей к обучению может существенно различаться даже в рамках одного курса.

CNews: Кто является наиболее активными потребителями СДО на данный момент?

Игорь Никифоров: Сложно выделить какую-то одну отрасль – уже сейчас есть примеры успешного внедрения СДО на предприятиях и организациях практически всех вертикалей. Но такие внедрения пока фрагментарны и не являются массовыми. Т.е. рост рынка идет не "по всем фронтам", а отдельными небольшими участками. Появляется новая задача, выясняется, что без СДО ее решать либо просто невозможно, либо очень сложно и долго, принимается решение – рискнуть, несмотря на отсутствие примеров вокруг. В случае успеха проекта этому примеру следуют другие компании в отрасли, затем ему следуют компании других отраслей, имеющие схожие задачи и потребности. Через этот этап "пробных внедрений", собственно, проходит любой зарождающийся рынок. Так было, скажем, и с рынком ERP десять лет назад. А, как я уже говорил, задача обучения и переобучения персонала стоит очень остро абсолютно во всех отраслях экономики, поэтому есть все основания полагать, что лет через пять-семь СДО будут так же распространены в России, как и ERP.

CNews: Давно ли в России появилась заинтересованность в СДО?

Игорь Никифоров: Для правильного понимания ситуации необходимо отметить, что потребность в массовом обучении и переобучении персонала столь значимо проявилась буквально недавно. Еще пять лет назад эта проблема либо вообще не стояла, либо была отнюдь не столь животрепещущей, как сейчас. Поэтому и настоящий спрос на "большие" СДО появился всего несколько лет назад. Но, тем не менее, первые проекты уже есть, и есть, о чем говорить. Так, нами за последние два года выполнены проекты внедрения СДО для дочерних компаний ОАО "Связьинвест", для АЭС Бушер-1 (данный проект выполнялся международным консорциумом ENCONET-TECHNATOM-ВНИИАЭС-OCE по заказу МАГАТЭ), Министерства обороны РФ, Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета по образованию Санкт-Петербурга и других.

CNews: Можно ли оценить эффективность вложений в корпоративные СДО?

Игорь Никифоров: Одним из элементов любого проекта по внедрению систем дистанционного обучения является разработка технико-экономического обоснования, где, в том числе, производится расчет возврата инвестиций. Для примера, в одном из наших последних проектов ROI составил 117,3%. Цифра значимая, но по большому счету не она важна. В некоторых случаях СДО – это единственная возможность осуществить оперативную переподготовку персонала. Другой просто нет. Если, например, перед банком стоит задача вывести на рынок новый продукт, необходимо научить сотрудников с ним работать. А если этот банк имеет огромную сеть филиалов по всей стране, и таких продуктов не один и не два? Очное обучение, конечно, возможно, но только вывод нового продукта займет годы, что неприемлемо на высококонкурентном банковском рынке.

CNews: Достаточно ли, на ваш взгляд, в России качественных СДО? Есть ли у пользователей выбор?

Игорь Никифоров: Выбор систем достаточно большой. Если посмотреть на мировой рынок, то здесь присутствует 10 – 15 крупных игроков, продукты которых имеют приблизительно одинаковый потенциал, соответствуют всем сложившимся стандартам и содержат определенный набор функций, возможно, с разными акцентами. Так что проблема не в отсутствии достойных решений. Проблема во внедрении. СДО не может быть просто установлена на сервер и работать сама по себе. В ней участвуют люди, выполняющие определенные задачи.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Игорь Никифоров: Есть примеры успешного внедрения СДО на предприятиях и организациях практически всех вертикалей

Как я уже говорил, наибольший риск провала проекта создания СДО приходится как раз на этап внедрения, когда есть программное обеспечение, есть учебные курсы, но организационная структура, необходимая для работы пользователей в системе, на предприятии не создана. С моей точки зрения, пользователю важно не какой софт внедряется, а заработает ли система. Поэтому мы осуществляем полный цикл внедрения СДО, чтобы быть полностью уверенными в результате. Проект считается завершенным только тогда, когда система передана в промышленную эксплуатацию. Тогда мы отходим и просто поддерживаем созданное решение. СДО – это не коробочный продукт, это, я бы сказал, некий стандартный набор сервисов. К их внедрению нужно относиться так же серьезно, как к внедрению ERP-систем.

CNews: Российский рынок СДО – рынок отечественных или западных разработчиков?

Игорь Никифоров: В начале 2000-х г. это был больше рынок российских разработчиков, потому что он был миниатюрным даже по российским меркам и просто не интересовал западных игроков. Сейчас рынок достаточно велик, и сюда начинают приходить западные вендоры, например, IBM, Thompson NETg – компания-разработчик учебных курсов, другие крупные разработчики программного обеспечения. Привлекательность российского рынка для западных компаний повышается, и они продолжат приходить. Многие из них еще вообще не представлены в России, например, один из мировых лидеров рынка СДО - компания Blackboard.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

CNews: Интересны ли отечественные компании крупным западным игрокам, приходящим в Россию? Активен ли на российском рынке СДО процесс консолидации?

Игорь Никифоров: Я бы отметил обратную тенденцию – российские компании склонны покупать западных игроков, и это заметный процесс, который, на мой взгляд, будет продолжаться.