Разделы

Бизнес Кадры

Дмитрий Садков: У ИТ-компаний есть все основания для лидерства в бизнес-консалтинге

О включении в свой портфель услуги управленческого консалтинга заявляют все больше российских ИТ-компаний. Из средства продвижения собственных продуктов и услуг консалтинг сегодня превращается в отдельный бизнес. Чем этот рынок так привлекателен для ИТ-игроков? Каковы их конкурентные преимущества на этом поле? На что они рассчитывают, осваивая новую сферу деятельности? Об этом в интервью CNews рассказал Дмитрий Садков, директор департамента управленческого консалтинга компании IBS, уже более пяти лет развивающей это направление.

В то же время, в этом сегменте, как впрочем и во многих других, стремительное развитие тормозится нехваткой квалифицированных кадров. Нам эта проблема тоже знакома не понаслышке. В этом году, для ее решения мы открыли кафедру управления и консалтинга в области ИТ в рамках магистратуры IBS при МФТИ. За два года мы пытаемся научить бакалавров тому, что им необходимо, чтобы после института прийти и сразу начать работать в наших проектах. Может быть, со временем мы перенесем такую практику и в регионы, потому что в консалтинге сейчас основной барьер для роста – это не количество проектов, которые может получить компания, а количество ресурсов, квалифицированных кадров. Мы смотрим и на тех людей, которые есть на рынке, на отдельные команды, которые могли бы даже привлечь целиком в наши проекты. Но зачастую мы не очень довольны специалистами, приходящими из других компаний, и теми, кто приходит со студенческой скамьи. Их нужно "доучивать" или "переучивать", поэтому лучше это делать еще в рамках института, чтобы на выходе получить готового к работе специалиста.

CNews: Какие направления консалтинга на данный момент наиболее востребованы заказчиками?

Дмитрий Садков: Всегда есть те решения, которые востребованы в данный момент, и те, которые будут востребованы в будущем, до которых рынок должен "дозреть". Поэтому все компании, и мы в том числе, традиционно развивают два направления: то, которое в настоящем приносит наибольшую прибыль, и то, которое с этой точки зрения наиболее перспективно. Продукты и услуги со временем переходят из одного сегмента в другой, а некоторые даже могут исчезнуть совсем, так и не став высокоприбыльными. Наиболее успешным сегментом для нас на данный момент (как с точки зрения качества реализованных проектов, так и с точки зрения доходности), является финансовый и ИТ-консалтинг (не внедренческий, а именно управленческий). Постепенно в этот же сегмент переходит и HR-консалтинг. Мы в этом направлении начали работать не так давно, около двух лет назад. Сейчас у нас очень серьезная команда HR-консультантов, которая образовалась в результате объединения с КГ "Борлас" и перехода к нам целой группы специалистов из этой компании во главе с Еленой Даниловой.

В сфере HR-консалтинга есть на текущий момент несколько явно выраженных направлений. Мы в большей степени специализируемся в области, связанной именно с экономикой труда, с нормированием, с разработкой грейдовых систем, выстраиванием систем мотивации, унификацией и методической подготовкой к внедрению HR-модулей.

CNews: Какие компании демонстрируют наибольший спрос на HR-консалтинг? Почему?

Дмитрий Садков: В первую очередь услуги HR-консультантов востребованы в крупных холдингах, образовавшихся в результате процессов слияния. Все более активно растет потребность в наведении порядка в оплате среди классических советских госпредприятий с устаревшими тарифными сетками и двумя сотнями видов доплат. Если говорить об отраслевой принадлежности, то преимущественно это энергетика, машиностроение, телекоммуникации.

Второй сегмент, где сейчас растет спрос на услуги HR-консалтинга, – это банки. Это напрямую связано с активным развитием банковской розницы. При агрессивных планах по расширению сети банкам крайне необходима унифицированная система управления персоналом, и в частности, система мотивации и оплаты труда. Она позволяет не потерять управляемость и контролировать качество сервиса. Именно поэтому проекты по внедрению в банках единых стандартов работы с персоналом реализуются буквально один за другим.

И вместе с тем, пик спроса на HR-консалтинг еще впереди - года через два-три. А сейчас пока очень интересно наблюдать за его развитием. Есть прямые аналогии с тем, что можно было наблюдать 5-7 лет назад в области финансового консалтинга, когда компании поняли, что недостаточно просто получить материальный актив – нужно уметь им управлять. То же самое осознание постепенно приходит и в отношении человеческих ресурсов. К этому подталкивают и колоссальная нехватка опытных, квалифицированных специалистов, и борьба за таланты, и автоматизация. Компании стали реализовывать подобного рода проекты, как самостоятельно, так и с привлечением консультантов.

CNews: Какие еще направления, кроме HR-консалтинга, могут стать "драйверами" рынка в ближайшем будущем?

Дмитрий Садков: Безусловно, это ИТ-консалтинг. Я думаю, что его дальнейшее развитие будет идти как раз за счет все большей "экономизации", все большей привязки к экономике предприятий. В этой области мы накопили критическую массу опыта, экспертизы и видим в ней большие перспективы. Сформированная команда владеет как управленческими инструментами, так и ИТ-инструментами. Это действительно редкое преимущество. Обычно компании, которые занимаются исключительно управленческим консалтингом, все, что связано с ИТ, делают на основе знаний отдельных экспертов.

CNews: Сложно ли совместить управленческие и информационные технологии в рамках одной компании, одной команды?

Дмитрий Садков: Мы начинали с простого: помогли изучить все, что связано с экономикой, нашим ИТ-консультантам, и наоборот, – все, что связано с ИТ, нашим бизнес-консультантам. Многие думают, что у людей в голове присутствует некий ментальный барьер, который не позволяет совмещать эти два направления. Скорее это своего рода предрассудок, который заставляет людей причислять себя к определенному типу. Но специалисты, имеющие хорошую подготовку в той или иной области, думающие, достаточно легко осваивают смежные направления и начинают мыслить шире. Кроме того, даже консультанты-экономисты, бухгалтеры понимают, что внедрить созданную ими методологию учета можно только при ее автоматизации. И соответственно, они должны знать соответствующие инструменты автоматизации, каковы их особенности и ограничения. Вот такие кросс-знания, мне кажется, и обеспечивают успех в бизнесе.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

CNews: Возможно ли, на ваш взгляд, проникновение ИТ-компаний в такие сферы, как, например, юридический или налоговый консалтинг?

Дмитрий Садков: Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, оказание профессиональных услуг требует наличия определенного опыта и имиджа компании. По этой причине, например, мы не занимаемся разработкой стратегий. Мы не имеем такой практики и клиентов об этом всегда предупреждаем. Разработку стратегий осуществляют всего несколько компаний в мире, потому что она подразумевает наличие многолетнего опыта и очень большую ответственность.


Дмитрий Садков: Проекты консалтинговые и внедрения всегда идут рука об руку

Во-вторых, многие профессиональные услуги, в частности, юридический консалтинг, имеют мало общего с теми услугами, которые традиционно предоставляют ИТ-компании. Это в целом несколько другой аспект деятельности, гораздо менее связанный с бизнес-процессами, с операционной деятельностью, с информационными технологиями. Кроме того, многие подобные услуги требуют соответствующих лицензий. На мой взгляд, бессмысленно наращивать портфель только ради того, чтобы иметь в нем все. Гораздо разумнее подбирать те продукты и услуги, которые имеют ярко выраженную синергию с основными продуктами компании. Только при наличии подобной синергии можно получить дополнительное преимущество. В противном случае клиенту проще работать со специализированной нишевой компанией, являющейся лучшей в своей области.

CNews: Востребованы ли у российских заказчиков чисто консалтинговые проекты?

Дмитрий Садков: Консалтинг – это не продукт, а способ реализации того или иного проекта. То, какого типа тот или иной проект, – это скорее точка зрения исполнителя. Заказчик же, как правило, просто хочет решить конкретную задачу: например, чтобы его финансовый год закрывался не за два месяца, а за две недели. Поэтому формулировки, какой это проект – ИТ или "чисто" консалтинговый – для заказчика всегда вторичны, это для него лишь способ решить определенную проблему, и он хочет, чтобы консультант объяснил, как это сделать. Современные системы управления предприятием требуют и современных средств автоматизации процесса. Именно поэтому проекты консалтинговые и внедрения всегда идут рука об руку, иначе может получиться, что на бумаге все работает, а в реальной жизни – уже нет.

CNews: Является ли рынок управленческого консалтинга, на ваш взгляд, той областью, где специалист сегодня может реализовать свой потенциал, возможности и профессиональные амбиции?

Дмитрий Садков: Думаю, что в очень большой степени – да. Человек может развиться здесь наиболее многосторонне, потому что имеет возможность поработать не на одном предприятии, а в разных индустриях, с разными задачами, в компаниях с разной корпоративной культурой. Во-вторых, перед ним ставится огромное количество задач, связанных не просто с определенной профессиональной областью, а с коммуникациями. И очевидно, что чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем эти навыки более важны. С другой стороны, в работе в сфере консалтинга есть и свои минусы. Например, здесь гораздо меньше возможностей для развития менеджерских навыков, как это ни странно: люди, с которыми приходится работать, обычно достаточно сильно мотивированы, чтобы менеджер прилагал серьезные усилия для управления ими. И еще один минус – многим сотрудникам со временем хочется уйти в реальный сектор. Возникает, если можно так выразиться, "синдром строителя": люди устают от того, что постоянно работают где-то и для кого-то, а не для себя.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Что касается моей собственной профессиональной реализации, то я, наверное, просто оказался в нужном месте в нужное время. Компания IBS одной из первых задумалась о возможности предоставления услуг в области управленческого консультирования. И основа успеха в том, что мы движемся в этом направлении последовательно.

Екатерина Толкачева / CNews