Разделы

Бизнес Телеком Импортонезависимость Техника

Телеком по-русски: как операторы сетей решают проблемы после ухода иностранных вендоров

На рынке телекоммуникаций продолжает расти спрос на техническую и гарантийную поддержку. После ухода из России западных вендоров развивать и поддерживать сети стало сложнее. Как максимально продлить срок жизни западного оборудования, которое уже инсталлировано в сеть. Как сохранять постоянную работоспособность и готовность к нагрузкам сетей, и при этом держать в уме импортозамещение, которому уже однозначно быть. Как сделать процесс постепенного совмещения западных и российских решений максимально понятным, плавным, не требующим глобальных вложений здесь и сейчас.

С одной стороны, компании стремятся максимально продлить срок службы значительной части импортного софта и оборудования, и им требуются эксперты, обладающие необходимыми компетенциями по работе с конкретными производителями. С другой стороны, чтобы в процессе импортозамещения бесшовно объединить решения от разных производителей в единый комплекс и не нарушить бесперебойность и качество предоставляемых услуг, сетевым операторам нужны насмотренность и опыт сервисного партнера по работе с различными вендорами — западными, российскими, азиатскими. Генеральный директор ИТ-компании «РТК-Сервис» Андрей Кононенко помог разобраться в непростой ситуации.

Новая реальность

Прежде всего, техническим специалистам операторов связи предстоит поддерживать работоспособность западного оборудования своими силами или силами российских ИТ-компаний. Этот процесс включает диагностику неисправностей, проведение ремонтных работ, восстановление и замену отказавших элементов систем.

При грамотном подходе к ремонтам многие проблемы можно отсрочить, но не решить совсем, и думать об импортозамещении необходимо уже здесь и сейчас

Ситуация развивается на фоне невозможности заказа запчастей напрямую у производителя, а значит, значительно возрастает роль ремонтных работ и восстановления. Продлить срок службы действующего оборудования и отсрочить необходимость замены — одна из приоритетных задач участников телекоммуникационного рынка.

Еще один важный вектор внимания — интеграция нового отечественного оборудования в действующую инфраструктуру операторов. При грамотном подходе к ремонтам многие проблемы можно отсрочить — но не решить совсем. И как бы это ни было сложно, думать об импортозамещении необходимо уже здесь и сейчас. Как и в прочих отраслях, полных аналогов и проверенных многолетней практикой ИТ-продуктов для телеком-сетей в рамках конкретных классов решений либо нет, либо крайне мало. Поэтому предстоит постепенно комбинировать решения от разных производителей. Это требует тщательного тестирования — для исключения сбоев и простоев при внедрении.

Таким образом, перед техническими подразделениями операторов стоит непростая задача: обеспечивать максимальную бесперебойность работы унаследованных систем и одновременно закладывать фундамент для модернизации в условиях импортозамещения, проводить R&D доступных решений по их совместимости с действующей архитектурой сетей. С дальнейшими планами по замене всего, что можно заменить, на отечественное. От того, насколько успешно операторы и ИТ-компании с этой задачей справятся, будет зависеть качество связи для абонентов в ближайшие годы.

Подходы к решению новых задач техподдержки

Задачи, стоящие перед отраслью, требуют больших разнопрофильных компетенций, исследовательской инженерной работы и глубокого понимания рынка. Нужен взгляд значительно шире, чем просто умение работать с тем оборудованием, которое есть на сети. Практика показывает, что большинство телеком-операторов не готовы доверять внешним ИТ-компаниям, и нацелены развивать собственную экспертизу. Однако этот процесс не быстрый, а кроме того, дорогостоящий. Решением проблемы может стать объединение усилий и компетенций, привлечение к сотрудничеству тех, кто уже имеет богатый опыт работы и материально-техническую базу в работе с телеком-оборудованием. И здесь можно выделить ключевые векторы сотрудничества:

  • Редизайн сети в новых условиях
  • Тестирование и интеграция ранее не используемого отечественного оборудования перед внедрением в рабочую инфраструктуру операторов. Это позволяет минимизировать риски сбоев при запуске.
  • «Единое окно» для заказчика при обслуживании оборудования различных производителей (российских, западных, азиатских). Наличие мультивендорной экспертизы у сервисных компаний критически важно в условиях масштабных сетей операторов. В большинстве своем они представляют собой «лоскутное одеяло» из решений.
  • Восстановление вышедшего из строя оборудования, ремонт отдельных узлов, продление жизненного цикла систем.
  • Предоставление высококвалифицированных инженерных кадров, обладающих опытом работы с оборудованием различных производителей. И — что немаловажно — творческим, нестандартным подходом к решению задач в текущих обстоятельствах.

Собрать такую экспертизу внутри оператора в моменте — задача крайне непростая. И интеграция компетенций с другими игроками рынка, привлечение высокотехнологичных компаний, уже имеющих накопленный опыт в работе с разными производителями и платформами, и с разными операторами, может стать самым надежным решением. Кроме того, такой ИТ-аутсорсинг позволяет оптимизировать затраты за счет снижения потребности в штатных специалистах.

Андрей Кононенко, «РТК-Сервис»

«Телеком-операторы и ранее активно привлекали аутсорсинг в помощь по поддержке работоспособности и развитию сетей. Однако сейчас запрос к таким компаниям не просто вырос, а изменился. Если ранее достаточно было понимать и иметь опыт работы с конкретным оператором, его сетями, оборудованием, то сейчас насмотренность, возможность самостоятельно проводить исследования новых для рынка российских, азиатских продуктов — единственный способ сделать задел на перспективу в развитии сети. Так как никакой ремонт не сможет обеспечить вечную работоспособность железа, и держать в уме импортозамещение необходимо», — говорит Андрей Кононенко.

Развитие сетей в условиях импортозамещения

Процесс импортозамещения в отрасли телекоммуникаций неизбежно растянется на долгие годы. Однако уже сейчас операторы связи начинают постепенно внедрять отечественные решения там, где это скорее необходимо, чем просто возможно. Дизайн сети адаптируется под каждое изменение, и лучше, когда это делают специалисты, понимающие тенденции рынка и весь спектр доступного сегодня оборудования.

«Сеть — это живой организм, который постоянно модернизируется и развивается. Обеспечить расширение сети без привычных ИТ-решений стало невозможно, и тогда в дело вступает творческих подход инженеров: что и откуда можно «изъять» без последствий для сети и перебросить на более важный новый участок, какие элементы и где можно заменить уже сейчас новым опробованным алгоритмом совмещения российского и западного, чтобы высвободить мощности и обеспечить развитие сети. Все эти задачи ложатся на плечи мультисервисных инженеров. И хорошо, когда у них есть такие ресурсы, как лаборатория тестирования, собственный склад запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), квалифицированная и талантливая команда ремонтной службы. Это в комплексе помогает решать не просто задачу «замены железки», а именно долгосрочно продумывать возможности развития сети», — уточняет Андрей Кононенко.

Политика импортозамещения не сводится к простой замене «старого» на «новое». В условиях постоянного изменения и масштабирования сетей операторам нужно максимально эффективно комбинировать лучшие решения от разных вендоров. И здесь на первый план выходит вопрос интеграции и взаимной совместимости продуктов.

Для минимизации рисков такой «гибридной» модернизации крайне важна роль лаборатории тестирования. «В данном случае понятие лаборатория — сильно шире, чем мы привыкли видеть. Это не просто шкафы и инженеры. Это доступное на складе не зарезервированное оборудование разных производителей, которое можно в процессе теста применить, проверить совместимость. Нередко из нашей лаборатории выходит решение, которого раньше не было в природе, оно было разработано под конкретного заказчика. Так было, например, когда наши инженеры «скрестили» линейные транспондеры Т8 с DWDM-системами ушедших вендоров. И тут опять же все не так просто. Важно не просто подключить, но и прописать мануал для процессов. Ведь дальше оператору с таким решением жить. То есть мы должны проверить все возможные сбои и сложности компиляции, причем под нагрузкой, чтобы поставить в рабочую сеть то, что не будет угрожать сбоем в обслуживании абонентов»,говорит Андрей Кононенко.

Благодаря такому подходу удается максимально эффективно задействовать потенциал нового отечественного оборудования, не разрушая работающую инфраструктуру операторов. А там, где требуется полная модернизация устаревших фрагментов сети, внедрять уже целостные решения от российских производителей.

«Важно понимать, что проблемы — в целом аналогичные у всех операторов сетей. Разница — в масштабах «зоопарка» решений, которые уже используются. Наибольший разбег исторически был у более мелких операторов — они и ранее в целях, скорее, экономии, прибегали к «лоскутному одеялу» даже там, где были западные более комплексные аналоги. Крупный телеком, «большая четверка», в силу масштаба сетей также использовали большой набор решений, но под западное оборудование здесь отводился исторически большой процент из используемого. Тем не менее, как показывает практика, решение находится всегда. К каждому инциденту нужен свой, детальный и профессиональный подход. Нам в таком процессе помогает большой опыт, накопленный в работе с разными операторами, что помогает делать своего рода «обмен опытом» между различными сетями, при этом неизменно сохраняя их работоспособность», — поясняет Андрей Кононенко.

Перспективы развития отрасли

Несмотря на текущие сложности, у отечественной отрасли телекоммуникаций есть все возможности не только преодолеть кризис импортозависимости, но и выйти на принципиально новый уровень развития. По мере внедрения передовых российских разработок растет технологический уровень отрасли в целом.

Андрей Кононенко

«РТК-Сервис»

«Рынку телеком-оборудования предстоит нелегкий путь по импортозамещению телеком-оборудования. Но это даст колоссальный импульс для развития собственных компетенций, технологий, новых решений. Уже в обозримой перспективе появится поколение инженеров, умеющих проектировать и обслуживать сложные мультивендорные системы. Мы, как и многие на рынке, прилагаем все усилия, чтобы обучать своих специалистов на практике. А значит, мы научимся решать практически любые нестандартные задачи», — считает Андрей Кононенко.

Таким образом, несмотря на серьезные вызовы, российский рынок телеком-услуг обладает мощным потенциалом роста. Благодаря консолидации усилий операторов, производителей оборудования и высокотехнологичных ИТ-компаний, отрасль сможет не только адаптироваться к новым условиям, но и совершить рывок в своем развитии. И тогда для миллионов пользователей связь станет еще более доступной и качественной.

erid:2SDnjbqN3vpРекламодатель: ООО "РТК-Сервис"ИНН/ОГРН: 7704356630/1167746458054Сайт: https://www.rtk-service.ru/