Спецпроекты

На страницу обзора
Современные электронные сервисы Москвы – грандиозная вещь
Информационные технологии сегодня активно используются не только для улучшения жизни населения Москвы, но и для развития системы городского управления. За последние два года в сфере информатизации была создана принципиально новая инфраструктура, около 70 госуслуг были переведены в электронный вид. О том, как ИТ изменили работу госслужащих CNews поговорил с заместителем мэра Москвы по вопросам социального развития Леонидом Печатниковым.

Леонид Печатников

CNews: Москвичи активно пользуются Единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС) для дистанционной записи к врачам. Как она будет развиваться дальше, будет ли расширен функционал?

Леонид Печатников: Я здесь, скорее, следую за идеями Департамента информационных технологий города Москвы. Мы думаем, что систему, конечно, можно расширять. Так, сегодня диагностические центры – это головное учреждение амбулаторно-поликлинического объединения. Если раньше диагностические центры были некими элитными подразделениями, без приема населения, то сейчас этого нет. Сегодня каждый диагностический центр стал головным учреждением амбулаторно-поликлинического комплекса. На прием к его специалистам также можно записаться через ЕМИАС.

CNews: А если, например, пациент хочет записаться на прием с помощью электронной системы, но в поликлинике, к которой он прикреплен, нет нужного врача, как быть в таком случае?

Леонид Печатников: Такого быть уже не может, потому что сегодня в какой-то участковой поликлинике может не быть окулиста, зато есть невролог. А в другой поликлинике нет невролога, но работает окулист. А их объединение создало условие, при котором в одной амбулаторно-поликлинической системе есть и неврологи, и окулисты. Другое дело, что, может быть, не каждый день. Но теперь уже нельзя отказать в помощи, сославшись на то, что врач заболел, уволился, в отпуске. Этого уже нет.

CNews: Система сама подсказывает человеку, куда ему записаться?

Леонид Печатников: Конечно. Вот вы записываетесь на прием к доктору, либо через систему, либо через инфомат в поликлинике ‒ и сразу видите все объединения. Здесь есть свободное место к окулисту, а здесь – к неврологу. Другое дело, что они могут работать в разных поликлиниках. Тогда придется в одно место съездить к окулисту, в другое – к неврологу. Но все это – в границах одного района.

Наши жители в этом смысле немного избалованы количеством медицинских услуг, однако совершенно не избалованы их качеством. Они говорят: «А почему у меня в поликлинике, в моей под окнами, был уролог, а сегодня он работает через день? А раньше он был каждый день». Они не понимают, что это был не уролог. Это была только вывеска на кабинете. У него ничего не было, кроме перчаток. Зато сегодня – да, он будет через день, но зато будет оснащен по-настоящему. Понимаете?

Слово «доступность» в медицинской помощи – она определяется не доступностью шага, а возможностью получить эту помощь. Если, например, в Лондоне вы захотите записаться к кардиологу, вы можете ждать 6 месяцев. Возможно, он вам уже и не понадобится. Но там развита система семейных врачей. Вот то, к чему мы должны стремиться.

CNews: Учитывая это, как нужно развивать ЕМИАС?

Леонид Печатников: Я думаю, что сегодняшние информационные технологии дают просто безграничные возможности. Другое дело, что они, все-таки, не должны заменить врача.

CNews: Можно ли сравнивать Москву с другими мегаполисами по уровню информатизации, скажем, здравоохранения, образования?

Леонид Печатников: Я вам скажу так: поскольку в программе модернизации были выделены специальные деньги на информатизацию, то, по сути, отчитались все. Как на самом деле это происходит, в том числе за рубежом, надо проверять, съездив в ту или иную столицу или обычный город. Что касается Москвы, я думаю, каждый может проверить, можно ли записаться по интернету, есть ли в поликлиниках инфоматы. На мой взгляд, у нас все неплохо.

CNews: В образовании сейчас применяются стандарты нового поколения, которые предусматривают использование различных средств информатизации, включая электронные учебники. Как все обстоит на практике?

Леонид Печатников: То, что есть сейчас, это, на самом деле, даже электронным учебником не назовешь. Все равно, что книжку взять, просто читать ее в электронном виде. Но сегодня разрабатываются реальные электронные учебники. Невероятно фантастические, на мой взгляд. Вот мои дети считают, что никакой фантастики нет. А для меня это чистой воды фантастика.

Когда вы в этом электронном учебнике читаете, скажем, о Куликовской битве, а затем, нажимая на кнопку, можете посмотреть, как о ней говорил один автор, другой. Иногда туда включаются фрагменты фильмов, которые как-то характеризуют произошедшее, вот это то, что нужно. Потому что ведь, казалось бы, что проще, чем Куликовская битва? Дмитрий Донской вышел воевать с татарами. На самом деле, сложнейшая история, оказывается. Митрополит российский проклял Дмитрия Донского за то, что он пошел на Куликовскую битву, поскольку боялся, что его поражение приведет к репрессиям против православной церкви, ибо у нее с монголами был некий договор о ненападении. Это же очень сложный процесс.

Что такое электронный учебник? Человеку, которому надо просто ответить на уроке, ему хватит информации в обычной книге. А тому, кто интересуется этим, электронный учебник дает возможность войти в сеть, заглянуть в «Википедию», прочитать какие-то вещи по той тематике, которую он изучает. Таких учебников у нас пока нет, но мы этим занимаемся. Бизнес занимается, на самом деле.

CNews: Эти работы ведутся по госконтрактам?

Леонид Печатников: Они работают сами в инициативном порядке, как и должны делать. Есть люди, есть известное издательство «Просвещение». Сегодня это – крупная бизнес-структура. Они работают над электронным учебником. Мы периодически собираемся, и они нам показывают, что наработали. Если мы увидим, что готовность у одного или двух уже приличная, тогда можно объявить на это конкурс.

Но должен вам сказать, что это сложная история, хотя безумно интересная. Ну, я-то на это реагирую вообще как ребенок, потому что мне это все безумно нравится. А у людей, более продвинутых в информационных технологиях, требования, естественно, гораздо выше.

CNews: То есть, какие-то разработки есть. Может, учебник выйдет уже в следующем году?

Леонид Печатников: Надеюсь, хотя обязательств брать на себя не стал бы, потому что сложно это делать – создать настоящий электронный мультимедийный учебник. Это же целая программа.

CNews: Сегодня разработано много различных ИТ-решений для управления городом. Как вы оцениваете эти электронные системы и сервисы?

Леонид Печатников: Дело в том, что то, что я вижу, конечно, грандиозная вещь. Потому что любой житель Москвы может отправить на портал «Наш город» свою жалобу. Ее должны в три дня рассмотреть. Каждую пятницу оперативное совещание у мэра начинается с того, что он смотрит, кто и на какие вопросы не ответил и сколько глав управ уже потеряли свои места, потому что либо не отвечают, либо врут. Они ответили – «вот ваша жалоба на такое-то, такое-то, все мы исправили». За ними смотрят – ничего не исправили. И вот за это Собянин бьет вообще наотмашь.

CNews<: А как повлияло лично на вашу работу и работу Правительства Москвы в целом введение электронного документооборота?

Леонид Печатников: Мою жизнь это, с одной стороны, упростило, но с другой стороны, я все равно каждую историю прошу напечатать мне на бумаге.

CNews: То есть, вы дублируете поток документов?

Леонид Печатников: Я – да. Я не могу читать книги только в электронном виде. Мне надо чувствовать бумагу, мне нужно взять карандаш в руки. У каждого своя специфика. Но то, что это ускорило документооборот, совершенно точно.

CNews: Может быть, причина в том, что сами технологии или сами системы неудобны для использования?

Леонид Печатников: Нет, вы знаете, те, кто ими пользуется, очень довольны. Мои коллеги на заседаниях Правительства сидят с iPad в руках, свои документы смотрят. Я им, с одной стороны, завидую, конечно. А с другой ‒ пытаюсь читать с планшета – вроде бы, все понимаю. Но хочется с карандашом еще раз все посмотреть. Тем не менее, главное ведь, чтобы решения принимались верные,

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее