Разделы

Современный дом

Россия не готова перейти к обязательной установке счетчиков

Участники Всероссийского форума по вопросам энергоэффективности в жилищном хозяйстве пришли к выводу, что россияне пока не готовы к обязательной установке счетчиков на воду и тепло.

Главной, но не единственной причиной невозможности перехода на расчеты с коммунальщиками по счетчикам эксперты называют вопрос стоимости, сообщает "Российская газета". Например, средняя цена счетчика на воду сегодня равна 4 тыс. руб. В старых домах, чтобы установить счетчик, потребуется еще заменить трубы. Таким образом, окончательная цена вопроса может достигать 15-20 тысяч рублей на квартиру. Для многих россиян эти суммы непосильны.

Кроме того, по федеральному закону на плечи и кошельки собственников жилья, а это примерно 85% жильцов многоквартирных домов, ложится последующее содержание и замена этих не самых современных приборов примерно раз в 5-6 лет. То есть, в будущем потребителей ожидают еще и дополнительные траты. Заметим, что государство уже разработало «механизм стимулирования населения» к установке счетчиков. В конце лета Минрегион обнародовал новую редакцию правил предоставления услуг ЖКХ. В соответствии с этими правилами квартиросъемщики, которые не оборудуют свои квартиры к 1 января 2013 года (общие домовые приборы учета должны появиться на год раньше) счетчиками на электроэнергию, холодную и горячую воду, газ и тепло, будут платить за потребляемые услуги по увеличенному в 4 раза тарифу. Правда, экспертов справедливо беспокоит то, что предложив «кнут», наши власти, как всегда забыли о «прянике».

Одновременно с упомянутым постановлением Минрегиона существует инициатива передвинуть сроки обязательной установки коммунальных счетчиков в квартирах на полтора года. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении Госдумы. Если он будет одобрен без изменений, то общедомовые счетчики нужно будет установить не к 1 января 2012 года, как того требует закон об энергосбережении, а к 1 июля 2013 года.

По мнению представителя Института экономики города Сергея Сиваева, сегодня государство не предложило реальную схему, которая бы помогла в первую очередь небогатым россиянам экономить деньги на энергосбережении, а это не только установка счетчиков, но и утепление окон и стен домов. Деньги, выделенные из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию ЖКХ, уже израсходованы на капремонт жилья практически без решения задач повышения энергоэффективности. Фонду ЖКХ осталось работать всего 1 год. Правда, вопрос о продлении его деятельности обсуждается, но решения правительства пока нет.

В любом случае, больших финансовых вливаний - а бюджет фонда изначально составлял 240 млрд руб. - со стороны государства уже не будет. В регионах сейчас решается вопрос о создании альтернативных фондов, которые будут формироваться из денег местных бюджетов и населения. Но далеко не все представители коммунальной отрасли считают этот вариант правильным.

Альтернативным вариантом решения проблемы могло бы стать доступное кредитование населения как на капремонт, так и на мероприятия по энергосбережению. Сейчас, однако, банки крайне неохотно применяют эту схему из-за высоких рисков, а также из-за того, что сроки кредитования должны составлять более 5-6 лет. Кроме того, существует мнение, что к эффективности потребления ресурсов счетчики не имеют прямого отношения.

«Считаю, что установка счетчиков – очень правильная мысль. Известно, что именно экономическая целесообразность является двигателем для внедрения технических новшеств. Когда люди захотят экономить – появится реальный рынок для энергосберегающих технологий», - считает Виктор Гутман, технический директор компании «ИнтернетДом».

"Идея учета ресурсов и энергии как первого шага в переходе к энергоэффективному обществу безусловно правильна. Но при ее реализации общество столкнулось с рядом проблем, - комментирует Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России.- Во-первых, существуют организационно-технологические проблемы, которые пока не позволяют установить счетчики в каждую квартиру. А именно здесь лежит огромный потенциал энергосбережения. Во-вторых, необходимо продумывать финансовую помощь в установке квартирных приборов учета. Подобный опыт в отношении малообеспеченных слоев населения уже существует, например, в Москве». «Кроме того, существуют организационные огрехи, - продолжает он. - Например, нет возможности перехода сразу на трехтарифную систему учета электроэнергии, которая гораздо выгоднее, чем двухтарифная. Не отрегулирован законодательно вопрос собственности многотарифного электросчетчика. Например, в Москве в отличие от ряда других регионов, владелец квартиры платит за счетчик, и становится его владельцем, что делает услугу перехода примерно в 5 раз дороже. Рынок электросчетчиков сильно монополизирован, что замедляет скорость переоборудования, и делает переход менее привлекательным. Все эти вопросы нужно решать системно с обязательной выработкой рекомендаций для лиц, принимающих решения. Необходимы технико-экономические предложения, которые бы обеспечили переход со сроком окупаемости не более 1-1,5 лет, сделали бы его экономически привлекательным и гарантировали решения по всем другим сопутствующим проблемам. Обязателен вопрос пропаганды. Общественные организации могут помочь в этом вопросе, но пока их потенциал не используется».

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

«Проблема не только в отсутствии достаточных средств у населения, но и в том, что реально плохо и со сбоями работает система расчетов по данным, снятым со счетчика, - утверждает Александр Тиманов, генеральный директор "Комфорт Инжиниринг". - Говорю по личному опыту: данные надо снять, дозвониться по телефону или отправить по электронной почте до 5 числа. И нет никакой гарантии того, что они приняты и обработаны. Потребитель видит результат только в квитанции. А если данные потеряны и не учтены, у него возникает непростой выбор – заниматься разборками и требовать перерасчета или оплачивать».

«Система однобока, неудобна и для того, чтобы получить сокращение расходов на оплату, жильцу надо прикладывать массу усилий. И такая ситуация в Москве, что же тогда творится в регионах?» - резюмирует он.

Кроме описанных проблем, с которыми сталкиваются потребители, по мнению экспертов, не существует механизмов стимулирования поставщиков ресурсов на сокращение своих расходов. Чтобы локальные коммунальные монополисты не прогорели, они будут поднимать тарифы. Напомним, что в 2011 г. рост тарифов ЖКХ должен составить около 15%.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

«Локальные монополисты не заинтересованы в сбережении ресурсов и их точном учете, поскольку в такой ситуации им будет сложно списывать на потребителя огромные потери путем повышения тарифов. Только автоматизация сбора данных с обязательной публикацией результатов, полученных со счетчиков потребителей и входных счетчиков, способна стимулировать их на снижение потерь, - говорит Александр Тиманов. - Конечно, к эффективности потребления ресурсов счетчики имеют малое отношение. Но наличие счетчика и зависимость расходов на коммунальные платежи от собственных действий или бездействий, заставит гражданина изменить свое отношение к энергопотреблению. А решается задача эффективности использования ресурсов непосредственно человеком или за него думает «умный» дом, мне кажется не так уж и важно».

«Модернизация страны не должна строиться на схемах, когда бизнес сам должен разрабатывать ГОСТы, а вопросы учета перекладываются на население. Как часто бывает, правильную и нужную идею превращают в фарс, - говорит Евгений Долин, и.о. генерального директора Некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе. - И не понятно, чего тут больше – корысти или профнепригодности. Ясно одно – начисто отсутствует здравый смысл и внятная политическая воля. Очередной ответ, за чей счет пройдет модернизация».

Владимир Пасеков