Спецпроекты

Закат эпохи: продажи жестких дисков катастрофически обвалились по всему миру

75966
Бизнес Инвестиции и M&A Техника
Производители жестких дисков столкнулись с серьезным снижением спроса на свою продукцию в потребительском сегменте. Поставки одной только Western Digital всего за год сократились более чем на 25%, и Seagate вместе с Toshiba тоже бьют тревогу. По оценке экспертов, пользователи отказываются от HDD в пользу более надежных и скоростных твердотельных накопителей.

Винчестеры «посыпались»

Аналитическая компания Trendfocus опубликовала предварительный отчет по объемам поставок жестких дисков за I квартал 2019 г. Все компании, выпускающие HDD, сообщили о крупномасштабном снижении продаж по всему миру, и эксперты видят причину исключительно в росте спроса на твердотельные накопители в потребительском сегменте.

По результатам первой четверти 2019 г. глобальный рынок HDD делят между собой компании Seagate, Toshiba и Western Digital. Доля Seagate составила 41%, WD, в 2012 г. поглотившая крупного производителя жестких дисков HGST,разместилась на втором месте с 35,1-процентной долей, а Toshiba удерживает оставшиеся 23,9% рынка.

Командный зачет

Суммарные продажи жестких дисков в I квартале 2019 г. достигли 76,6-77,8 млн устройств в масштабах всего мира. Итого, за квартал год рынок сократился на 12,9%, а за год – уже на 18,3%, и в первую очередь за счет потребительского сегмента.

Рынок HDD в I квартале 2019 г.

Производитель Объем продаж, млн шт. Квартальный рост Годовой рост Доля рынка
Seagate 31,4 – 31,8 -14,5% -14,4% 41%
Toshiba 18,3 – 18,7 -13,3% -11,3% 23,9%
WD 26,9 – 27,3 -10,8% -26,1% 35,1%
Суммарно 76,6 – 77,8 -12,9% -18,3% 100%

Источник: TrendForce

Классические HDD в форм-факторе 3,5, ориентированные на простых пользователей, разошлись по миру в количестве 24,5 млн, что на 4 млн меньше, чем в I квартале 2018 г. Аналитики объяснили это, в том числе, и спадом спрос на настольные компьютеры. Объемы подсчитаны также с учетом и внешних 3,5-люймовых накопителей.

Продажи 2,5-дюймовых HDD, обычных и внешних, за год просели еще сильнее – на 6 млн, и TrendForce связывает это со стагнацией рынка полноразмерных ноутбуков. Всего в I квартале 2019 г. компании реализовали 37 млн накопителей такого рода.

В итоге, положительная динамика прослеживается лишь в сегменте корпоративных HDD. Здесь производители нарастили поставки на 1 млн, до 11,5 млн устройств. Подсчеты учитывают продажи накопителей обоих форматов – 2,5 и 3,5 дюйма.

Western Digital идет ко дну?

Заняв вторую позицию в рейтинге, Western Digital, тем не менее, завершила I квартал 2019 г. с наихудшими результатами в сравнении с конкурентами. За отчетный период продажи упали на 26,1% в сравнении с I кварталом 2018 г. и составили, по предварительным подсчетам, от 26,9 млн до 27,3 млн накопителей.

Спад объемов продаж на фоне IV квартала 2018 г. уже не столь значительный – 10,8%.

У Seagate тоже не все гладко

Лидер рынка, компания Seagate, тоже столкнулась с падением спроса на жесткие диски. За отчетный период она реализовала от 31,4 до 31,8 млн накопителей, и в годовом исчислении спад составил 14,4%.

В сравнении с результатами IV квартала 2018 г. объемы поставок Seagate сократились сильнее, чем у Western Digital – на 14,5%.

И Toshiba досталось

Toshiba, завершившая первую четверть 2019 г. с «бронзой», может похвастаться наименьшим снижением объемов поставок за год – 11,3%. Однако, если сравнить ее достижения с показателями IV квартала 2018 г., то уровень спада составит уже 13,3%.

Итоговый объем продаж жестких дисков Toshiba в I квартале 2019 г., по подсчетам TrendForce, варьируется от 18,3 до 18,7 млн.

Будущее за SSD?

Эксперты TrendForce связывают снижение спроса на жесткие диски не только со слабыми продажами ПК и ноутбуков, но и с активным ростом рынка твердотельных накопителей. Обусловлен он, в том числе, и резким снижением цен на SSD – на 1-терабайтные модели за 2018 г. они рухнули на 50%, и эксперты прогнозируют их дальнейшее падение.

SSD быстрее и надежнее жестких дисков, но за ними ли в итоге будущее?

Россияне тоже все чаще отдают предпочтение этому типу накопителей – за первые девять месяцев 2018 г. российский рынок SSD пережил 27-процентный рост в денежном эквиваленте и 43-процентный в эквиваленте количественном. Итоговый объем поставок твердотельных носителей за этот период достиг 1,2 млн устройств.

Производители жестких дисков, несмотря на падение продаж, сдаваться пока не планируют. К примеру, в 2018 г. Seagate активно наращивает емкость своих накопителей, и в 2018 г. она выпустила первый в мире HDD объемом 16 ТБ для корпоративного сегмента. Помимо этого, она заинтересована в наращивании скорости работы жестких дисков, что выражается в разработке соответствующих технологий. SSD, правда, не отстают по части емкости – в 2016 г. на два года раньше Seagate, компания Samsung представила твердотельный накопитель емкостью 15,6 ТБ.

Также в планы Seagate входит удешевление и ускорение производства жестких дисков за счет искусственного интеллекта и наработок компаний HPE и Nvidia. Все технологии она применит в новой производственной платформе Project Athena, которая по итогу позволит на 20% сократить инвестиции в чистые помещения и на 10% снизить затраты времени непосредственно на производство продукции.



Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»

Технология месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»