Разделы

ПО Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Импортонезависимость Ритейл

Цифровая трансформация на российских решениях: делимся опытом

Цифровая трансформация по-прежнему занимает умы ИТ-директоров. У кого-то уже все готово и даже импортозамещено. Такие компании делятся опытом. У других процесс только начинается. 11 ноября 2025 г. в рамках CNews Forum 2025 прошла секция «Цифровая трансформация». Аэропорты и жаловались, и хвастались: мы под атакой, зато в плане ИТ — впереди планеты всей. Промышленные компании описывали первые шаги на пути трансформации. Мобильные операторы искали замену решениям двадцатилетней давности. Модерировал секцию Александр Афанасьев, директор по ИТ, Leomax Group.

Как понять 1С

К концу 2021 г. около 45% российских компаний использовали SAP. В сфере крупного бизнеса этот показатель достигал 60%. Через 3 года после ухода SAP только 28% крупного бизнеса отказались от ee ERP-систем. Еще треть начали миграцию, а 33% только планируют это сделать в ближайшие 2 года. Отечественные ERP-системы на конец 2024 г. заняли 60% российского рынка, причем 80% этих систем составляют решения от 1С.

Вы заложники 1С или эффективно используете ее потенциал? На этот вопрос предлагает ответить Алексей Петухов, исполнительный директор Programming Store. «Если у вас есть 1С или вы задумались о масштабировании, использовании решения как основной системы, то надо четко понимать две вещи: осознаете ли вы все возможности платформы и как извлечь из нее максимум?», — говорит он.

ИИ — не хайп, а рабочий инструмент, даже внутри монолита. «Если еще пару лет назад искусственный интеллект был всего лишь слайдами на конференциях, то теперь 34% наших клиентов уже используют элементы ИИ в консолидации или в интеграции с ERP-контуром. Этот тренд будет развиваться дальше», — подчеркивает докладчик.

В 1С есть ИИ-агенты по обработке ИТ-обращений от пользователей. ИИ-ассистент, обученный на документах, занимается распознаванием счетов, накладных, актов, договоров. Перенос данных в 1С теперь не требует ручного ввода. Прогнозные модели помогают планировать спрос, продажи, закупки, справляться с управлением запасами и ценообразованием. Оптимизация логистических цепочек, расчет маршрутов, прогноз загрузки складов — все это можно переложить на плечи искусственного интеллекта.

1С — это не про отчеты «на вчера», а про управление на основе актуальных данных, утверждает Алексей Петухов и приводит пример собственной компании. Внедряли «1С: Аналитику». «Раньше говорили, что она сырая, ничего не может. Сейчас это уже не так», — считает он.

Ключевая задача проекта — контроль и оптимизация доходов и расходов в режиме реального времени. У предприятия множество систем: продажи и маркетинг в Bitrix, HR в Talantix, взаиморасчеты и управление финансами в 1С:ERP, производство в «1C:Документооборот». Разумеется, часть процессов в Excel.

Внедрение помогло наладить скользящее планирование бюджета с ежедневным обновлением. Доступ теперь моментальный, актуальность данных исчисляется последними сутками. Каждый дашборд решает конкретную бизнес-задачу и показывает ROI. Единый источник данных исключает расхождения, что означает увеличение достоверности отчетов. Выявление скрытых проблем помогает увидеть неочевидные паттерны.

Что стоит за современной аналитикой в 1С

Источник: Programming Store, 2025

Однако BI-аналитика — это лишь верхушка айсберга. Без качественных данных и правильной архитектуры она бесполезна, напоминает Алексей Петухов. Успех зависит не от функций 1С, а от архитектуры данных вокруг нее (MDM, ESB, DWH). «Не ищите альтернативу 1С. Ищите способы заставить ее работать на современные бизнес-задачи», — предлагает спикер.

Особенности перестройки бизнес-процессов при переходе с западных программных продуктов на российскую ERP осветила в своем докладе Юлия Стружкова, директор департамента цифровой трансформации ГК ТОФС. У этой компании, которая была сформирована в ноябре 2022 года после одобрения президентом РФ передачи российской части активов транснациональной нефтесервисной корпорации российскому менеджменту, в один момент и без предупреждения были отключены все централизованные сервисы.

ТОФС лишилась доменных служб Active Directory, MS Office 365 (включая основные средства коммуникации MS Teams и MS Exchange). Но главное, что исчез SAP и многое другое, в том числе, специализированное ПО. «Мой доклад о том, как мы выживали. Наши обязательства на территории РФ никуда не делись, а вот контроль над всем, что у нас происходит, мы потеряли полностью», — говорит Юлия Стружкова.

Нужно было срочно реанимировать ERP-систему, выстроить собственную инфраструктуру и что-то сделать с инженерным софтом. Берем двух подрядчиков и создаем единую команду, решили в компании. В части инфраструктуры сначала разворачиваемся на мощностях подрядчиков, далее создаем свою по последовательному плану. Весь специальный софт пишем собственными руками.

Поначалу бизнес тонул в тысячи файлах Excel, а ИТ-отдел пытался сделать все так, как было когда-то в SAP. Однако потом в компании поняли, что нужно полностью забыть старое и начать с нуля: провести анализ текущих процессов, внести изменения по мере необходимости.

Если в 2023 году ТОФС пыталась выжить и ради этого «насиловала», как выразилась докладчица, 1С, то к 2025 году ситуация изменилась. Вместо «дикого Agile» тут начали придерживаться классической проектной методологии с разделением функционала на MVP (хотя и Scrum, и Kanban продолжают использоваться). Техническая и пользовательская проектная документация вновь ведется, вводится согласование процессов. Как и два года ранее, в качестве основных экспертов используют руководителей, но с большим акцентом на ведение проекта со стороны project manager и привлечением других экспертов от бизнеса.

Проверка эффективности внедрения

Источник: ТОФС, 2025

«В 2026-2027 году мы будем заниматься более продвинутыми вещами, — обещает Юлия Стружкова. — Уже смотрим в сторону цифровых помощников, транспортного мониторинга и использования ИИ. На дальнем горизонте — построение цифрового предприятия. Мы открыли несколько новых заводов, и там огромное поле для развития разных цифровых продуктов».

500 тысяч атак на аэропорт

Сервис розыска багажа, ПО стоек регистрации для обслуживания пассажиров разных компаний, система контроля прохода пассажиров в «чистую зону» и система самостоятельной регистрации, которая позволяет не стоять в очередях, а распечатать и получить посадочные талоны, оформить багаж. Все эти решения разработала за последние несколько лет компания «Авиакод», дочернее предприятие УК «Аэропорты регионов». Чем же примечательны эти продукты? Рассказывает Константин Панев, CDTO «Аэропорты регионов».

Сам по себе селфчек в аэропорту вовсе не выглядит панацеей. Пассажиры тратят время на поиск и ввод данных. Процесс сканирования багажных бирок неудобен, контроля за несанкционированными действиями нет. Упрощенное измерение габаритов багажа приводит к потере прибыли, а способы определить дополнительные признаки чемоданов и вовсе отсутствуют. Константин Панев показывает видео, в котором путешественники сдают багаж и регистрируются в аэропорту Хельсинки. Процесс и правда небыстрый.

«Что сделали мы? Совершенно новый киоск самостоятельной регистрации. Мы не создавали на русский манер то же самое, только с китайскими комплектующими. Мы сделали решение, не имеющее аналогов в мире», — уверяет докладчик. Bags ID автоматически ищет и регистрирует пассажиров — просто по паспорту РФ. Продукт измеряет размеры багажа с минимальной погрешностью (менее 1 см), определяет дополнительные параметры, включая повреждения, отслеживает посторонние предметы в кадре. Система постоянно обучается и улучшается, повышая точность и эффективность работы.

В конце выступления спикер показывает второе видео, уже с работой Bags ID, чтобы зрители сами смогли сравнить его с системой из Хельсинки и оценить все преимущества отечественного решения. В киосках Bags ID пассажир тратит на регистрацию меньше минуты. И это в три раза быстрее, чем на стандартной стойке регистрации.

Путь пассажира с технологиями ИИ

Источник: Аэропорты регионов, 2025

Будущее этой технологии в том, что бирок не будет, говорит Константин Панев, отвечая на вопрос из зала. «Пока она нужна только для того, чтобы в аэропортах чужих стран не оказалось безбирочных чемоданов. Когда подобным продуктом будут оснащены все аэропорты, от бирок можно будет отказаться в принципе. Пока же в пяти аэропортах России уже можно воспользоваться таким сервисом, — комментирует он. — ИИ является большим подспорьем как для пассажиров, так и для отрасли в целом».

Аэропорт — это не только багаж и пассажиры. Первым делом тут думают о безопасности. Информационная безопасность предприятий — это глухой забор или выстраивание киберустойчивого периметра? Размышляет Сергей Савченко, начальник службы по обеспечению ИБ, «Воздушные ворота северной столицы». Как мы делали раньше? Калитка в заборе была приветливо распахнута. В корпоративной сети — неограниченный доступ к Wi-Fi. Доступы к USB-портам, к ресурсам предприятия, в сеть Интернет из корпоративной сети — все это открыто.

Постоянное увеличение количества событий и инцидентов ИБ, а также растущий спрос на специалистов ИБ и их нехватка на рынке труда подводит нас к необходимости использования высокоуровневых систем мониторинга ИБ с использованием ИИ. Сергей Савченко показывает слайд с количеством кибератак на их аэропорт и отмечает, что в 2024 г. цифры были настолько большими, что попросту перестали помещаться на слайде, поэтому он заменил их на количество зафиксированных источников кибератак.

Предпосылки к усилению требований в области ИБ

Источник: Воздушные ворота северной столицы, 2025

Требования регуляторов тоже ужесточаются с каждым годом, поэтому необходимо строить максимально защищенные периметры предприятий и системы ИБ, особенно для субъектов КИИ. «Мы пришли к тому, что если соблюдать все требования, то нужно построить глухой забор — будет идеальная картина и для предприятия, и для регулятора», — комментирует спикер.

Вместо забора решили строить многоэшелонированную защиту, которая подразумевала, что при проведении кибератаки злоумышленникам приходится «ломать» не похожие системы от одного вендора, а разные по своей сути, от различных компаний. При этом у специалистов ИБ остается больше времени, чтобы среагировать на инциденты.

Однако и без минусов не обойтись: скидок на ПО нет, потому что пользователь не купил софт всем пакетом; в штате приходится держать специалистов по всем системам и оборудованию, а также работать с разными командами технической поддержки. «Но все же данная схема позволяет нам отражать атаки, — говорит докладчик. — В пике, когда проводятся какие-то международные форумы, количество атак у нас доходит до 500 тысяч в сутки. Ежедневно мы отражаем примерно 3500 атак. Мы защитились, но теперь вопрос: что будем делать дальше?»

В целом, существует возможность взаимодействия с внешними пользователями по схемам, согласованным с регуляторами. Но такие схемы требуют значительных как финансовых, так и человеческих затрат, что может являться стоп-фактором для большинства предприятий. В самом аэропорту после длительных совещаний с регулятором все-таки реализовали схему экстренного удаленного доступа для подрядчиков.

Одной из самых значительных проблем на данный момент является нехватка персонала, поэтому приходится рассматривать системы ИБ с использованием ИИ. Но, как подчеркнул Сергей Савченко, это вовсе не является панацеей, и в ближайшем будущем такие системы все-таки будут использоваться при непосредственном участии человека. Они также требуют значительных финансовых затрат и времени специалистов на настройку.

Время полноценных экосистем

Интеграционная платформа — сердце ИТ-инфраструктуры, а шины похожи на кровеносную систему организма, только вместо крови тут передаются данные. Однако классические шины — это блокер трансформации. Так считает Евгений Лукин, CPO MWS OctApi. «Ребята, это продукты хорошие, но двадцатилетней давности! Наверняка уже есть что-то лучше», — восклицает он.

До создания собственной платформы ИТ-ландшафт МТС был смесью технологий, что мешало быстрой цифровой трансформации. Наследие устаревших вендорских решений, сложный и дорогой процесс подключения, долгая и дорогая оркестрация, отсутствие сквозной надежности — камней преткновения множество. Повлияла и новая реальность: ИТ-бюджеты компаний сокращались, а необходимость замены зарубежных решений подкидывала все новые и новые задачи ИТ-подразделениям.

Классические интеграционные шины в таких условиях превратились в «бутылочное горлышко». А необходимость содержать специализированную выделенную команду для работы с шиной означала дополнительную финансовую нагрузку. Если ресурсы ограничены, то единственный путь вперед — это радикальное повышение эффективности без роста затрат.

Решением стало создание MWS Octapi, интеграционной платформы нового поколения. С ней каждая команда самостоятельно и быстро решает задачу интеграции без обращения к специалистам. «Антивандальная» архитектура не мешает команде ошибаться, но при этом сломает команда только что-то внутри у себя, без влияния на другие интеграции.

У MWS Octapi простой интерфейс, который не требует глубоких технических знаний для работы. За рутинные задачи тут ответственен искусственный интеллект, оставляя время людям для подготовки правильных промптов и изобретения стратегии. Использование ИИ-агентов для построения интеграций снижает порог входа для аналитиков.

«Мы следуем за трендом автоматизации и делаем интеграцию доступной каждому. Наш ИИ-ассистент строит интеграции на основе бизнес-запросов, превращая естественный язык в готовые решения. Это означает снижение времени вывода в продакшн в 5-10 раз и возможность работать без глубокой экспертизы в интеграционных технологиях», — обещает Евгений Лукин.

МТС почувствовала все плюсы нового решения на себе. Срок вывода новых интеграционных сервисов сократился с нескольких недель до нескольких минут. Интеграционных команд больше нет. Теперь работает только команда сопровождения и надежности платформы. На 36% сократилась стоимость создания сложных сервисов. Например, на проекте интеграции с SAP достигнута существенная экономия ресурсов.

Итоги внедрения MWS Octapi

Источник: МТС, 2025

Новая платформа — это не просто шина данных, а полноценная экосистема для построения интеллектуальных систем нового поколения. Agent Mesh осуществляет полную поддержку MCP- и A2A-протоколов для построения интеллектуальных агентов. Заказчик получает централизованную платформу для управления всеми ИИ-агентами предприятия. Таким образом, Octapi является фундаментом для будущего развития и внедрения ИИ-агентов внутри компании, что откроет новые возможности для автоматизации бизнеса.

Для управления бизнесу требуется полная, достоверная и своевременно поданная информация, представленная в удобном виде. При этом все должно делаться быстро. «Однако низкая скорость — это наш недуг, — говорит Виктор Фогельсон, директор по развитию, «Сакура PRO». — Сегодня мы покажем вам два продукта: «Сакура Лист» и «Сакура Робот». Первый полностью замещает Excel и, по нажатию кнопки, загружает все ранее созданные бизнесом алгоритмы: макросы, формулы, связи между таблицами. Пользователь видит привычный интерфейс, работает со своими формулами, продолжает их развивать и делает то, что делал каждый день, не замечая, что работает с «Листом», а не в Excel. При этом заказчик получает не какие-то разрозненные файлы таблиц, а корпоративную систему».

Как выглядит «Лист»

Источник: Сакура PRO, 2025

«Сакура Робот» способен из обычного технического задания, представленного в doc-файле текстом и картинками, самостоятельно сгенерировать промпт для исполнения на платформе «Сакура PRO». Платформа является ноукод-системой, состоящей из многофункциональных, согласованных цифровых конструкторов, предназначенных для создания «под ключ» информационно-аналитических, в том числе экспертных, систем произвольной размерности и сложности.

ИИ — не панацея от всего, замечает не в первый раз очередной докладчик. Какие-то вещи искусственный интеллект может и не знать. Поэтому пользователю дается возможность редактировать то, что сделал «Сакура Робот», задать дополнительные параметры, провести настройку. Затем снова нажимается одна кнопка — «Создать в «Сакуре PRO», и начинается генерация бизнес-процесса и всех связанных с ним документов. «От получения ТЗ до реального MVP проходит всего три минуты!», — комментирует Виктор Фогельсон.

Начинайте с понятных бизнес-результатов

Данные сами по себе не работают, напоминает слушателям Иван Беляков, исполнительный директор, АДВ. «Если данные в компании не собираются и не таргетируются должным образом, то живут и множатся отдельными разрозненными «кустами», — говорит он. — Источники, откуда текут эти данные, могут быть не только явными, то есть такими, о которых бизнес знает, но и тайными. Получение данных оттуда — сюрприз. Но как бы там ни было, начиная работу с данными, бизнес воспринимает это как сложность и начинает делать похожие ошибки. Например, строит большое хранилище».

Однако рынок сейчас расцвел, стали популярны Customer Data Platform (CDP). CDP собирает данные из разных источников, создавая единый «золотой профиль». Далее активирует действие в нужном канале коммуникации с клиентами. «Когда люди приходят к нам в попытках внедрить у себя CDP или написать собственную платформу, то начинают думать, что это просто. Говорят, хотим подключить источники и получить дашборды. А на этапе реализации появляется множество подводных камней», — предостерегает докладчик.

Полгода работ, десятки вовлеченных людей и осознание всей величины айсберга — история типичная. Иван Беляков приводит конкретные примеры из жизни. Компания АДВ разрабатывала кастомную CDP для «Макдональдса», работала с «Супермаркетом данных» для «Сбера», поэтому теперь смело может давать советы и делиться полученными в ходе проектов инсайтами.

McDonald’s CDP

Источник: АДВ, 2025

Начинайте с понятных бизнес-результатов, а не со строительства хранилища, рекомендует спикер. Нужно подготовить 2–3 сценария, где данные приносят немедленную ценность (ретеншн, cross/up-sell, отток и так далее). «Золотой профиль» — это не когда мы знаем о клиенте все, а когда знаем достаточно, говорит Иван Беляков. Конверсии растут и при 60–80% понимания профиля. Самый дорогой атрибут данных — это скорость доступа. Если контакт с клиентом происходит в первые 5 минут после его действия, то вероятность сделки выше в 7–8 раз, чем спустя час.

Казалось бы, мысль очевидная, но не нужно собирать все подряд. Спрашиваем согласие, знаем, зачем храним, защищаем данные, призывает докладчик. Соблюдаем все пункты закона «О персональных данных». Кроме того, стоит прописать все внутренние регламенты и быть готовым к аудиту и проверкам.

Александр Заболоцкий, CTO по дата-технологиям, «Альфа-Банк», и Петр Пашков, управляющий директор, Data Sapience, представили собравшимся дата-платформу нового поколения. «Альфа-Банк» — это универсальный фиджитал-банк, как представил его Александр Заболоцкий, что означает организацию, одинаково работающую и в онлайн-, и в офлайн-форматах. Здесь 37 млн физических лиц и 2 млн юридических. «Такое клиентское портфолио позволяет генерировать большой объем данных, которые необходимо обрабатывать как для последующего анализа, так и для операционализации процессов. Именно поэтому показатели хранилища нашего банка выглядят впечатляюще», — уверяет докладчик.

Тут 170 систем источников для DWH, 300 пользовательских витрин, 120 тысяч процедур загрузки данных для DWH и 8,5 тысяч отчетных форм, выпускаемых в квартал. Ежедневный прирост новых данных составляет 4,5 Тб, а общий объем хранения данных на одном кластере — 6 Петабайт.

Из рутины — в игру: как FM Logistic вовлекла 7000 сотрудников и ускорила процессы в 3 раза с HRM-порталом
цифровизация

В 2023 году банк продолжал работать на Oracle и Hadoop. «У нас было стандартное хранилище и никаких бед не предвиделось. Все работало стабильно, с хорошей производительностью, — вспоминает Александр Заболоцкий. — Мы могли бы так жить и дальше, но импортозамещение диктует другие правила».

Сложнее всего было заместить «железо», но компания справилась. Теперь в «Альфа-Банке» вместо Oracle Exadata и Big Data Appliance используется x86 и Yandex Cloud. Oracle Database сменилась на Greenplum Database. Hadoop заменили опенсорсом, а Alation — на Open Metadata.

«При выборе конкретных продуктов мы опирались на дата-стратегию банка, — делится Петр Пашков. — Ключевыми ее параметрами было увеличение количества активных пользователей данных, переход от ежедневной обработки данных (batch) к режиму, близкому к реальному времени, уменьшение TCO. Данные для банка должны стоить недорого, это важно. Чтобы реализовать все это, на уровне стратегии предполагалось внедрить Lakehouse, то есть DWH и Data Lake на одной платформе».

Из пунктов стратегии рождались требования к продукту. Нужны были высокопроизводительные SQL compute, возможность гетерогенной работы из коробки, мультитенантность в единой инфраструктуре, открытый интероперабельный стек технологий и так далее. «На этом этапе пути возникла развилка: либо разработать платформу самостоятельно, на базе опенсорсных компонентов, либо взять готовый продукт. После проведения анализа по стоимости и скорости внедрения было решено остановиться на втором варианте. Выбранный продукт — Lakehouse Nova, который является лидером среди лейкхаусов в России», — рассказывают докладчики.

Архитектура Lakehouse Nova в «Альфа-Банке»

Источник: Альфа-Банк, 2025

Пока банк продолжает жить сразу на нескольких решениях: остались «кусочки» Greenplum, продолжается миграция со стека Oracle. Часть хранилища находится в облаке от «Яндекса», а остальное переезжает в новую Lakehouse Nova. Но в будущем планируется перейти на единую платформу.

Цифровая трансформация — процесс систематический

О том, как с помощью процессной аналитики определить точки роста и спрогнозировать эффект от цифровизации, предложил поговорить Николай Городецкий, директор по развитию бизнес-системы, ГК «Свеза». Эта компания представляет собой многопрофильный холдинг, специализирующийся на деревообработке, производстве картонно-бумажных изделий, выпуске упаковочных решений и внедрении инновационных технологий на основе искусственного интеллекта. «Любой картон, который вы видите в магазине, скорее всего, сделали мы, — представляется докладчик. — Продукты сложные, но делают их простые люди. Компания у нас достаточно консервативная, много ручного труда. Начать здесь цифровую трансформацию непросто».

Цифровая трансформация — это систематический процесс внедрения цифровых технологий для качественного реинжиниринга бизнес-процессов и повышения организационной эффективности, напомнил собравшимся спикер. Такая трансформация — не просто внедрение новых инструментов, а глубокая переоценка того, как организация работает и взаимодействует с клиентами.

Какой NGFW выбрать для комплексной защиты периметра

Безопасность

Цифровая трансформация формирует условия для инноваций, улучшает скорость принятия решений и способствует развитию конкурентных преимуществ на быстро меняющемся рынке. «Свеза» определила для себя задачу так: нужно создать технологическую базу для формирования новых бизнес-моделей, стратегий развития и способов создания ценности.

Бизнес-процессы — скелет цифровой трансформации. Типичные ошибки цифровизации заключаются в том, что компании пытаются внедрять большой продукт целиком в надежде, что его функционал заменит несуществующие процессы. Не стоит подбирать решения без формирования бизнес-требований: часто решение о покупке принимается на основе вау-эффекта от демонстрационной версии продукта, а проверка на соответствие потребностям пользователей не проводится. Излишний перфекционизм тут тоже вреден. Бесконечная подготовка к запуску тратит время компании и не дает начать получать эффекты.

Метрики успеха

Источник: Свеза, 2025

Николай Городецкий предлагает проводить диагностику бизнес-процессов через оценку уровня зрелости. На пятом уровне зрелости ведется непрерывный мониторинг и совершенствование процессов. Ставьте под сомнение каждое требование, советует он. Первый шаг этого процесса включает в себя оспаривание и переосмысление требований, независимо от того, кто их предоставил. Удаляйте детали, оставьте только суть. Начните с ядра и добавляйте по мере необходимости. Не поддавайтесь искушению добавлять что-то на всякий случай. Упрощайте и оптимизируйте, ускоряйте цикл и автоматизируйте — но только после того, как полностью алгоритмизировали процесс.

Ключевое слово — баланс

Панельная дискуссия, состоявшаяся в ходе работы секции, должна была осветить новый бизнес-ландшафт. Как именно технологии формируют конкурентное преимущество? Дружат ли теперь ИТ-отделы с отделами безопасности или по-прежнему вставляют друг другу палки в колеса? Эти вопросы представителям разных отраслей — финансовой, образовательной, производственной и цифровой — задавал Кирилл Дианов, модератор, руководитель направления облачной интеграции, «Онланта». «Если взять скорость изменений, надежность, доверие клиентов, информационную безопасность... Расстановка приоритетов у всех разная. Какова она у каждого из вас?», — начал он.

«Конечно, надо и хорошо, и дешево, и быстро. Но стоит разобрать, что мы вкладываем в эти понятия, — отвечает Тимур Малин, главный управляющий директор, руководитель центра «Технологии. Процессы. Данные» блока «Финансовый бизнес» ВЭБ.РФ. — Технологии настолько быстро развиваются, что опции «будем долго думать» просто нет. Либо сейчас, либо никогда. Надежность без скорости означает, что вы отстаете. Скорость без надежности — растет технический долг. Поэтому важно все, но ключевое слово — баланс».

Вадим Григоренко, заместитель директора департамента ИТ, руководитель блока ИТ-инфраструктуры Россельхозбанка, полагает, что финансовый сектор особой свободы вообще не имеет. «У нас нет выбора, что покупать, потому что в фокусе компаний из финансового сектора — импортозамещение, — подчеркивает он. — Причем мы уже почти все сделали и готовы делиться опытом. Кроме того, за последние годы мы нарастили собственную разработку до 70%».

Компания «Восток-Сервис» работает в области производства спецодежды и средств индивидуальной защиты. «Легкая промышленность не так быстро цифровизируется, как, например, банковская сфера, — комментирует Максим Лобанов, директор по информационным технологиям, ГК «Восток-Сервис». — Самое важное для нас сейчас — гибкость и надежность».

Сергей Воронцов, директор департамента цифровой трансформации, «Мобильное электронное образование», вспоминает, что интерес к дистанционному образованию был на пике во времена ковида: «Именно тогда мы должны были масштабироваться максимально, при этом — в минимально короткие сроки. Сейчас же, когда у нас появился ИИ, видно, что серьезные изменения появились на каждом этапе образования. Поэтому теперь нам важно уметь работать с изменениями».

Анатолий Трифонов, руководитель направления облачных сервисов, «Онланта» уверен, что у сервисов в приоритете надежность: «Под этим словом, скорее, подразумеваются не цифры 99,9% SLA, про которые любят говорить, а работа с ожиданиями заказчиков. Вторая часть нашего бизнеса — это интеграция. И тут важна скорость. Мы должны быть быстрыми и предлагать заказчикам наиболее качественные решения».

Что касается дружбы между ИТ и ИБ, то у всех отраслей ситуация разная. «У нас ИБ — это не просто подразделение, которое стоит сбоку, а потом приходит и критикует, — говорит Тимур Малин. — Мы включили наших ИБ-шников в работу, и это принципиальное отличие от того, что было. Мы также помогаем ИБ-отделу внедрять их решения, которые обеспечивает нашу безопасность. У нас есть четкое понимание: ни они без нас, не мы без них существовать не можем».

До 2019 года всех пытались закрыть в серверной, никаких домашних гаджетов. Так выглядел безопасный мир с точки зрения банков. «После ковида мир изменился, коллеги из ИБ стали ближе, — говорит Вадим Григоренко. — Раньше они были немного в отрыве от бизнеса». «А у нас ИБ точно так же находится под давлением бизнеса, как и ИТ, — парирует Максим Лобанов. — Но в части требований именно ИБ выставляет требования ИТ-отделу. Формирую функцию ИБ пока я, и я сам их так воспитываю. До ковида ИБ-отдел у нас вообще представлял один человек. Так что сейчас мы идем по пути ужесточения требований к пользователям».

Сергей Воронцов уверен, что нужно найти компромисс. ИБ не должен мешать бизнесу зарабатывать деньги. А вот Дмитрий Заболотный, руководитель направления информационной безопасности, «Онланта», открыто признается: «У нас с безопасностью любовь. Тренд на сближение ИТ и ИБ наблюдается давно. ИТ-отделы, со своей стороны, всегда были ближе к бизнесу. ИБ-отделу сложнее — они оперируют рисками. Ценность этого нелегко объяснить. Теперь проще: ИБ продает идею ИТ, а уж затем ИТ продает ее руководству».

CNews FORUM 2025 посетили более 1500 участников. Было представлено более 100 экспертных докладов. Гости форума получили возможность ознакомиться с продуктами российских разработчиков более чем на 50 стендах.

Петр Пашков: Общий объем данных в платформе превысил 750 терабайт
Для модернизации платформы данных Альфа-Банк выбрал отечественную платформу Data Ocean Nova от Data Sapience. Проект миграции реализуется поэтапно. На настоящий момент высоконагруженные потоки данных из АБС перенесены на платформу Data Ocean Nova, подключено более 40 источников данных и реализовано свыше 55 аналитических отчетов в режиме реального времени, рассказал Петр Пашков, управляющий директор Data Sapience.
Кирилл Дианов: За видимой целью обновления ИТ-ландшафта зачастую скрывается нарастание операционной сложности
Цифровая трансформация и импортозамещение приводят к изменению и часто усложнению ИТ-инфраструктуры. Перестроить, а затем и поддерживать ее самостоятельно зачастую не просто дорого, но попросту невозможно. Лучше всего передать эту задачу аутсорсеру, уверен Кирилл Дианов, руководитель направления облачной интеграции «Онланта».
Виктор Фогельсон: «Сакура PRO» позволяет всем бизнес-пользователям, в том числе без навыков программирования, создавать системы любой сложности
Бизнес заинтересован в максимально быстром выводе на рынок новых продуктов и скорейшей цифровизации бизнес-процессов. Однако возможности ИТ-департамента ограничены. Выход один — дать пользователям возможность самостоятельно создавать приложения, уверен Виктор Фогельсон, директор по развитию «Сакура PRO» компании «Технос».
Евгений Лукин: Создание интеграций не должно быть долгим и дорогим
Интеграция корпоративных систем через традиционную единую шину данных — трудоемкая и затратная задача. Однако развитие технологий, в том числе искусственного интеллекта, дает возможность значительно упростить этот процесс и даже перевести его в режим Self Service, уверен Евгений Лукин, CPO, MWS OctApi.








Наталья Николаева