Цифровая трансформация на российских решениях: делимся опытом
Цифровая трансформация по-прежнему занимает умы ИТ-директоров. У кого-то уже все готово и даже импортозамещено. Такие компании делятся опытом. У других процесс только начинается. 11 ноября 2025 г. в рамках CNews Forum 2025 прошла секция «Цифровая трансформация». Аэропорты и жаловались, и хвастались: мы под атакой, зато в плане ИТ — впереди планеты всей. Промышленные компании описывали первые шаги на пути трансформации. Мобильные операторы искали замену решениям двадцатилетней давности. Модерировал секцию Александр Афанасьев, директор по ИТ, Leomax Group.
Евгений Лукин: Создание интеграций не должно быть долгим и дорогим
Интеграция корпоративных систем через традиционную единую шину данных — трудоемкая и затратная задача. Однако развитие технологий, в том числе искусственного интеллекта, дает возможность значительно упростить этот процесс и даже перевести его в режим Self Service, уверен Евгений Лукин, CPO, MWS OctApi.
CNews: Какие проблемы возникают при интеграции разнообразных ИТ-решений?
Евгений Лукин: Многие компании для задач интеграции используют корпоративные сервисные шины (ESB), архитектурный шаблон для взаимодействия различных приложений в распределенной среде. С точки зрения корпоративной архитектуры, это правильно. Однако классические шины и интеграции через них привносят дополнительные проблемы для бизнеса.
Во-первых, это дорого. Чтобы использовать классические вендорские шины, нужны специалисты, умеющие работать с этим софтом. Их нужно искать на рынке или обучать и регулярно сертифицировать сотрудников. Все это увеличивает затраты на ИТ.
Вторая сложность в использовании ESB — это замедление процесса, все происходит долго. Поскольку почти любой новый необходимый бизнесу функционал содержит задачу по интеграции, загрузка интеграционной команды практически всегда предельная. Это значит, что вы всегда будете ждать, пока часть команды освободится и возьмет именно вашу задачу из бэклога.
Третья ключевая сложность — это фрагментарность интеграций. Классические шины фокусируются на «традиционных» методах интеграции, таких как SOAP, Rest, но не поддерживают современные протоколы (gRPC, GraphQL, MCP, A2A и т.д.). В итоге в ИТ-ландшафте плодится «зоопарк» решений – часть интеграций через шину, часть с помощью open source, часть — самописные решения.
CNews: Какие из этих проблем можно решить с помощью платформы MWS Octapi?
Евгений Лукин: Создавая MWS Octapi, мы сразу сделали своим фокусом Self Service – создание интеграций не должно быть долгим и дорогим. Self Service для нас — это составное понятие. Оно включает в себя понятный UX, который не требует от сотрудников изучения документации, обучения, сертификации. Также это архитектура, которая «прощает» ошибки. Когда ты даешь пользователям Self Service, стоит учитывать, что кто-то может не совсем корректно составить интеграцию или сделать ошибку. И архитектура должна быть выстроена так, чтобы эта ошибка не сломала всю систему и ее влияние было минимальным.
Мы постоянно работаем над снижением порога входа для создания интеграций, с этой задачей нам помогает ИИ-ассистент. Он не только дает ссылки на документацию, но и сам строит черновик интеграции, помогает пользователям писать код для сложных интеграционных сценариев.
В итоге MWS Octapi делает интеграции для бизнеса дешевле и быстрее, при этом платформа продолжает развиваться и поддерживает абсолютно разные типы интеграций.
CNews: Как будет выглядеть интеграция в ближайшем будущем?
Евгений Лукин: Если посмотреть на мировые тренды, то мы увидим рост Vibe-coding, то есть создание кода и даже целых приложений с помощью ИИ. По некоторым данным, стремительное развитие ИИ позволит уже в начале 2026 года перейти на программирование без ручного написания кода. Уже сегодня до 25% кода в МТС пишется с помощью ИИ.
Интеграция — не исключение, эта задача хорошо может решаться с помощью искусственного интеллекта: ИИ может проанализировать бизнес-запрос пользователя и декомпозировать его. Например, с помощью ИИ можно определить, что будет источником интеграции, приемником и как должен строиться запрос, чтобы ответ был корректным.
Следующим этапом ИИ-трансформации станут ИИ-агенты, которые будут тестировать получившуюся интеграцию и корректировать. Также появятся агенты, которые будут сами мониторить состояние интеграции, находить потенциальные проблемы и решать их. Бизнес получит существенное ускорение time-to-market и снижение стоимости создания интеграций и сопровождения. Больше не нужно будет ждать, когда задачу возьмут из бэклога, да и выделенная команда интеграций станет не обязательной.



