Статья

Банковский сектор-2012: конкуренция с ритейлом и соцсетями

Интеграция Конференции ИТ в банках
мобильная версия

Банки вынуждены корректировать ИТ-стратегию и бизнес-модель почти еженедельно и конкурировать не только друг с другом, но и с социальными сетями, телеком-операторами и компаниями из других отраслей. К такому выводу пришли участники круглого стола "ИКТ в банках: глобальное обновление", организованного CNews Conferences и CNews Analytics и прошедшего 15 марта 2012 г. в Москве.

Операторы связи, розничные предприятия и другие компании создают собственные платежные системы и по факту начинают предлагать финансовые услуги своим клиентам, вторгаясь на исконную территорию банков. А столь популярные социальные сети становятся арбитрами для потребителя, рекомендуя или наоборот отговаривая его от использования тех или иных услуг.

Две недели на перемены

Сегодня расходы российских банков на ИТ продолжают расти. Алексей Катрич, управляющий директор департамента развития ИТ "Сбербанка России", объясняет эту тенденцию в том числе и тем фактом, что развитие банковского бизнеса в нашей стране совершило эволюционный виток, и теперь мы возвращаемся к ситуации, когда ИТ снова становятся ключевым преимуществом в конкурентной борьбе. "Это происходит потому, что банки соревнуются уже не между собой. Банки смотрят на ритейлеров, телеком, другие отрасли. Подвижки в этих областях становятся вызовом для банковского сектора. Например, если завтра Facebook откроет банк или какой-либо телеком-оператор получит лицензию на оказание финансовых услуг, скажем, сможет привлекать депозиты, то налицо размывание классической банковской функции", - сказал представитель "Сбербанка".

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Сергей Буш, вице-президент банка "Открытие"

"Без помощи смежных индустрий выйти на клиента уже невозможно. Сегодня банк вынужден создавать свое пространство в интернете и предлагать совместные услуги, например, чтобы клиент через свой банк мог оплатить покупку в магазине или счет за мобильный телефон", - отметил Алексей Катрич.

Особенно актуальной сегодня становится как можно более оперативная реакция на изменения рынка. По данным Андрея Фомичева, заместителя председателя правления группы компаний ЦФТ, некоторые банки уже переходят к корректировке бизнес-модели раз в две недели на основе результатов мониторинга рынка.

"Что может ИТ-разработчик предложить в такой ситуации банку? – задался вопросом Андрей Фомичев. – Он должен обеспечить максимально широкую линейку стандартных продуктов и лучший клиентский сервис. Отсюда возникает ситуация, когда стандартные продукты конкурируют в плоскости сервиса. Поэтому разработчики обновляют свои продукты раз в две недели. Но, разрабатывая с нуля, такую скорость не обеспечить. Поэтому берутся стандартные продукты и видоизменяются в соответствии с самыми последними требованиями".

Правда, стоит отметить, что отечественные банки в сфере ИТ разделились на два лагеря. Стремление пересматривать бизнес-процессы раз в две недели – эта тенденция характерна прежде всего для "крупняка". Лидеры, входящие в топ-100, уже обзавелись эффективными фронт- и бэк-офисами и могут позволить себе экспериментировать с модными хитами. Средние и мелкие банки, чьи ИТ-бюджеты значительно скромнее, больше думают о замене АБС и модернизации инфраструктуры. "Прикладная архитектура ИТ сегодня формируется в топовых банках. В средних банках ситуация другая, потому что у них все еще актуально понятие АБС", - прокомментировал ситуацию Олег Подкопаев, председатель "Клуба банковских ИТ-директоров".

Как показывают исследования CNews Analytics, ожидаемый рост ИТ-расходов российских банков в среднем составит 30-35% в 2011 г. и 35-40% в 2012 г. Однако такие показатели достигнуты благодаря усилиям средних банков. Рост затрат у лидеров значительно скромнее – порядка 5%.

Новые веяния

Кирилл Золотых, заместитель директора по развитию бизнеса компании "Диасофт", начал свой доклад необычно: он продемонстрировал видеоролик о том, как в одной из провинций Китая построили 30-ти этажный небоскреб всего за 15 суток. Золотых пояснил, что такие рекордные сроки строительства стали возможными благодаря тому, что дом собирали из заранее подготовленных блоков, все коммуникации были установлены внутри этажных "коробок" еще на заводе, а на строительной площадке "кубики-полуфабрикаты" просто поднимались краном на нужный этаж и стыковались между собой. "Такая же аналогия уместна для ИТ, - отметил представитель "Диасофта". – Чтобы собрать ИТ-систему, ее части должны идеально подходить друг к другу. Именно такая идеология - компонентное решение, построенное в соответствии с принципами SOA, заложена в концепцию финансовой архитектуры FLEXTERA, которую продвигает компания "Диасофт".

"Блоки ИТ-системы, - продолжил Золотых, - должны обладать рядом параметров. Одни должны быть универсальными, совместимыми, стандартизованными, эргономичными. В этом случае становится возможным решение бизнес-задачи быстро и с гарантированным уровнем качества. Но главное – подобный проект обладает высокой масштабируемостью".

Владимир Беседа: Скоро клиенты забудут, что такое фронт-офис банка

На вопросы CNews ответил Владимир Беседа, заместитель директора по работе с государственными финансовыми структурами компании "Xerox Россия"

CNews: Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке банковской информатизации в России?

Владимир Беседа: Как динамично развивающуюся. Рынок банковских услуг развивается настолько стремительно, что не все участники этого процесса успевают за ним. Некоторые используют проверенные и надежные, но не самые инновационные технологии и каналы доставки услуг и, как следствие, теряют лояльность клиентов и остаются на периферии рынка и тренда. При этом именно наличие инновационных услуг, отличных от тех, что имеются у конкурентов, и является залогом успеха в удержании лояльных клиентов и привлечении новых. Однако нужно понимать, что разработка и внедрение таких услуг требует серьезных инвестиций, которые не каждый банк может себе позволить.

Читать далее

Никита Волков: Основные направления банковской информатизации – виртуализация и мобильные решения

На вопросы CNews ответил Никита Волков, менеджер по работе с ключевыми клиентами Quarta Technologies

CNews: Какие технологии в первую очередь привлекают внимание банков сегодня?

Никита Волков: В последнее время банки активно обновляют свою ИТ-инфраструктуру, вводя в практику использование технологий, облегчающих клиенту доступ к сервисам, предлагая персонифицированные услуги. Быстрый рост организации приводит к тому, что инфраструктура становится гетерогенной и географически распределенной. Важнейшей задачей ИТ-подразделения в этой ситуации является обеспечение безопасной и надежной работы инфраструктуры, отказы обходятся слишком дорого.

Читать далее

Борис Коновалов: Спрос на ресурс всегда растет в соответствии с предложением ресурса

На вопросы CNews ответил Борис Коновалов, технический директор компании "ИнлайнГруп".

CNews: Что изменилось, по вашим наблюдениям, в подходах банков к ИТ за последнее время?

Борис Коновалов:Банки все больше используют технологические новшества в работе, банковские сервисы теперь оказываются не только и не столько в отделениях. Клиент может воспользоваться ими через терминалы, через мобильный и интернет-банк.Существенно увеличился и портфель банковских предложений и услуг. Для его поддержания и обслуживания банковских систем требуется использование более сложных ИТ-решений. Банки упираются в ограничения старых систем.

Читать далее

Андрей Клоков: Часто затруднено повторное использование электронных образов документов

На вопросы CNews ответил Андрей Клоков, руководитель проектов компании Directum.

CNews: Какова динамика интереса банков к решениям в области управления контентом, по вашим наблюдениям?

Андрей Клоков: Интерес банков к управлению контентом становится все более зрелым. И это связано не только со стремлением соответствовать требованиям регуляторов в части электронного документооборота (речь здесь идет, в первую очередь, о выполнении указания ЦБ по хранению первичных финансовых документов – "Документов дня"). Сейчас руководство банков стремится решать с помощью существующих систем не только задачи классического документооборота, но и более точечные бизнес-задачи управления контентом. Эти задачи относятся к специфике банков, но, тем не менее, должны быть решены за пределами АБС: управление кредитными договорами, клиентскими досье, обработка запросов клиентов, госорганов и др. В целом, представителям банковской сферы, как одной из наиболее ИТ-направленных отраслей, уже нет нужды доказывать необходимость управления неструктурированным контентом, но, соответственно, растут и требования с их стороны. Внедрение ECM в банках чаще всего должно учитывать специфику отрасли.

Читать далее