Зарубежный опыт показывает, что аналитические продукты пользуются заслуженной популярностью именно в среде государственного управления. Этому способствуют, по крайней мере, 2 основные причины. Во-первых, среди основных функций управления государством – осуществление контроля в различных областях жизни граждан. Причем аналитика является эффективным и наименее затратным способом реализации этой функции. Во-вторых, исторически так сложилось, что государство собирает и накапливает огромные объемы данных обо всех объектах и субъектах, находящихся на его территории и даже просто входящих в сферу его интересов. А при решении аналитических задач именно наличие информации является залогом успеха. Не последнюю роль играет и географическое распределение объектов управления по территории, особенно значимое для больших стран.
Выявление незадекларированных доходов налогоплательщиков; мошеннических
схем при получении пособий и государственных выплат; потенциально криминальных
и нелегальных действий; экономическое моделирование; анализ нелегальной
миграции, в том числе несанкционированные переходы границы; трудоустройство; денежные
потоки и много другое – все эти задачи решаются аналитическими средствами.
Культура работы с аналитическими технологиями в госструктурах за рубежом, в
том виде, в котором она существует сейчас, появилась не в одночасье — её
развитие было постепенным. Сначала там научились готовить данные для анализа,
очищать их от дублей и некорректных записей, вести руководства
нормативно-справочной информации. Затем начали повсеместно применять реактивную
или описательную аналитику: отвечать на вопросы о том, что произошло, как часто
фиксируются аналогичные случаи, сколько всего их было. И только вслед за этим,
по мере усложнения задач, продвинулись к методам углубленной, или предиктивной
аналитики, научились предсказывать будущие события, анализировать текстовую
информацию и многое другое. Стоит отметить, что базовые технологии подготовки
данных, визуализации отчетов продолжали и продолжают развиваться на
каждом этапе становления аналитики.
Россия использует широкий набор современных инструментов в части передовых
СУБД, хранилищ данных, интеграционных шлюзов, позволяющих объединять и
обогащать информацию, обеспечивая разносторонний взгляд на рассматриваемую
проблему. За последние годы также было оцифровано большое количество архивных
данных. Процессы получения актуальной информации, в том числе из отдаленных
регионов, уже налажены, по большей части при помощи внедренных транзакционных
информационных систем и разного рода порталов. В результате, к настоящему
времени государственные учреждения вплотную подошли к пониманию пользы и
возможностей, которые может им дать углубленная аналитика в управлении
государством.
Власть заинтересовалась анализом информации, причем дело не в том, чтобы
шпионить за собственными гражданами, а в том, чтобы сделать работу
госучреждений более эффективной и удобной, в частности, принимая во внимание
мнения людей. Утверждение курса власти на анализ информации подтверждается в Постановлении
Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе,
обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и
действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и
муниципальных услуг». В этом документе определены централизованные процедуры
сбора и диспетчеризации информации от граждан. Кроме того, на протяжении 2012
г. мы видели, что на уровне Государственной думы и Правительства РФ вносятся
изменения и в другие законодательные акты, связанные с информационным обменом.
В череде именно таких инициатив был нашумевший «Федеральный закон Российской
Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Хотя Россия несколько
отстает от развитых стран в сфере внедрения и использования аналитики, это отставание
можно и нужно использовать во благо, изучив и адаптировав подходящий нам опыт
под решение собственных задач, не «изобретая велосипед» заново. Самым близким
по спектру решаемых задач, как это ни удивительно, к нам оказался Гонконг. В
своё время власти Гонконга также пошли по пути централизации сбора и анализа
информации от граждан по вопросам работы государственных институтов. Для этого
было создано отдельное учреждение – контакт-центр Hong-Kong Efficiency Unit.
Спустя некоторое время после начала работы у руководства этого центра
возникло понимание, что, наряду с обработкой каждого отдельного обращения, нужен
анализ всей совокупности жалоб, отзывов и предложений. Глубокое изучение
информации позволяет выявлять скрытые тенденции и настроения, что и требуется
для проактивного управления нуждами населения и выстраивания политики развития
региона. Внедрение передового решения в области управления жалобами и
обращениями быстро получило зеленый свет. Далее специалистам Hong-Kong Efficiency Unit предстояло выбрать решение с широкими возможностями по анализу текстов,
устойчивое к выбросам, а также аналитическое решение, которое может
анализировать обращения и выявлять взаимосвязи и корреляции между различными
событиями.
Выгоды от внедрения интеллектуальной системы анализа обращений граждан
получили все заинтересованные стороны. Глубокая аналитика обращений и, как следствие,
лучшее понимание нужд населения позволили решать корневые проблемы, а не лечить
лежащие на поверхности «симптомы». К тому же, ведомства получили поддержку в выявлении
потенциальных проблем и поиске возможных путей решения, что позволило решать
вопросы до их непосредственного возникновения или до заметной реакции общества
на них. Также стало возможным менять и подстраивать стратегию ведомства под
текущую ситуацию.
Руководители региона
получили дополнительную достоверную информацию для принятия решений,
определения приоритетов развития и распределения ресурсов. Автоматизация
процесса генерации аналитических отчетов по обращениям сняла нагрузку с Hong-Kong Efficiency Unit, поэтому увеличилась эффективность работы самого контакт-центра, в том
числе в части скорости ответов на запросы граждан. Повысилась прозрачность процессов
построения отчетности и анализа текстов. Благодаря этому периодические отчеты
для государственных служащих и графики для высших государственных чинов стали
информативнее. Существуют и другие интересные и реально функционирующие
аналитические решения в области государственного управления, применение которых
приведёт к заметному приросту эффективности работы государственного аппарата.
Важным признаком
растущего интереса российского госсектора к анализу данных стало проведение
конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2012». В прошлом году
этот конкурс, организованный Аналитическим центром при Правительстве РФ, прошел
во второй раз. В последние годы было запущено несколько десятков целевых
программ и проектов, еще несколько десятков готовятся к запуску. В этих
условиях, а также с учетом нехватки профессиональных аналитиков, в органах
власти быстро сформировалась потребность в автоматизации аналитических
процессов – от сбора данных и разработки математических моделей до
представления результатов анализа в удобном для интерпретации виде. Во многих
ведомствах и на высшем уровне страны появилось четкое понимание, что управление
программами и проектами может стать на порядки эффективнее и результативнее
благодаря специализированным методикам и инструментам планирования,
мониторинга, анализа и контроля проектной деятельности.
Таким образом, в России уже заложена основа для
широкого использования аналитики, есть представление о том, какие задачи могут
решаться с помощью таких технологий, и на высшем уровне говорится об их
важности. Следующим этапом должно стать непосредственное внедрение систем
интеграции данных и их углубленного анализа, тем более что в мировой практике достаточно
примеров, на которых можно поучиться и которые могут стать источниками новых
идей для модернизации и выстраивания более эффективных процессов.