Разделы

Телеком Мобильная связь

Россия: сотовых абонентов стало на 8 млн меньше

Впервые за историю сотовой связи в России сократилось количество абонентов: по итогам января их число уменьшилось на 8 млн. Все дело в «Вымпелкоме», решившем учитывать в своей абонентской базе только «активных» пользователей. Аналитики ожидают подобного шага и от МТС, но сама компания не видит в этом необходимости.

По данным аналитической компании AC&M Consulting, в январе количество сотовых абонентов в России сократилось на 4,6%, до 164,8 млн. В абсолютном выражении количество абонентов уменьшилось на 8,1 млн, в том числе в Москве — на 2,1 млн (в столице теперь 27,8 млн пользователей сотовой связи). Уровень проникновения услуг сотовой связи снизился по стране с 119,1% до 113,5%, по Москве — с 176% до 164%, Падения абонентской базы у различных операторов случались и раньше (например, в октябре 2006 года у «Вымпелкома» был отток в 400 тыс. абонентов), но уменьшение общего числа абонентов по всем операторам происходит первый раз.

«Виновником» ситуации оказался «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»): теперь компания сообщает не об общем количестве абонентов, а только о числе «активных» пользователей. Под «активными» понимаются те пользователи, которые как минимум раз в три месяца совершают хотя бы одно платное действие, тогда как для обычных пользователей срок, после которого их можно отключать за непользование услугами, составляет шесть месяцев. В результате число абонентов «Вымпелкома» в России уменьшилось на 9,45 млн, до 42,1 млн, а в целом по всем странам СНГ — на 11,4 млн, до 51,9 млн. Из семи стран, где работает «Вымпелком», рост был зафиксирован только в Узбекистане и Грузии.

«Мы давно приняли решение о переходе к учету только активных абонентов и постепенно готовили инвесторов к этому, — пояснила пресс-секретарь „Вымпелкома“ Екатерина Осадчая. — С 2005 года мы одновременно указывали как количество всех абонентов, так и количество „активных“, а в прошлом году среднюю выручку с одного абонента (ARPU) и средний трафик (MOU) мы стали рассчитывать исходя из числа одних только „активных“ пользователей. Теперь же мы публикуем данные только по „активным“ абонентам, тогда как общее число наших пользователей будет использоваться лишь во внутренней статистике». Осадчая отметила, что, несмотря на отрицательную статистику за прошлый месяц, динамика новых подключений «Вымпелкома» не ухудшилась и количество активных абонентов в январе увеличилось.

Аналитики приветствуют решение «Вымпелкома». «Общее количество абонентов сотовых операторов уже давно перестало отражать реальную картину, — говорит гендиректор аналитического агентства „РустелекомЮрий Брюквин. — Мы данную информацию сообщали только для справки, тогда как анализировать ситуацию предпочитаем исходя из объема выручки, что при сопоставимом уровне рентабельности позволяет сравнивать положение участников рынка».

Из-за изменения учетной политики
Из-за изменения учетной политики «Вымпелком» «потерял» в январе 11 млн абонентов

Переход к учету только числа «активных» абонентов будет иметь для «Вымпелкома» как положительные, так и отрицательные последствия, отмечают эксперты. «Уменьшение числа абонентов приведет к росту ARPU, и по этому показателю „Вымпелком“ может оттеснить с первого места „Мегафон“, — полагает эксперт CNews Analytics Александр Морошкин. — В то же время теперь отставание по количеству российских абонентов между „Мегафоном“ и „Вымпелкомом“ сократилось с 16 млн до 6 млн (у „Мегафона“ в январе было 36 млн пользователей), и, не исключено, что „Мегафон“ предпримет попытку догнать своего конкурента».

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Стоит отметить, что «Мегафон» уже давно публикует данные только по числу "активных "абонентов. Теперь из «большой тройки» сотовых операторов только «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) продолжает придерживаться классической учетной политики. «МТС тоже следует перейти на учет исключительно активных абонентов, но пока ждать этого не приходится, — говорит Морошкин. — Наоборот, сейчас компания пытается нарастить абонентскую базу, раздавая наибольшие бонусы крупнейшим сетям салонов связи и не думая о „качестве“ новых абонентов. Если же МТС изменит учетную политику, то отток абонентов оператора будет еще больше, чем у „Вымпелкома“, а к этому в компании никто не готов».

Впрочем, в самой МТС считают, что оснований для пересмотра существующей методики подсчета абонентов нет. «Мы не собираемся менять учетную политику, потому что она полностью нас устраивает и отражает специфику нашего бизнеса, — сообщила пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. — К тому же даже если абонент не совершает долгое время звонков, он может их принимать, а, значит, приносить доход нашей компании». Пока МТС, благодаря изменению политики «Вымпелкома», серьезно закрепила свое лидерство: если в декабре МТС опережала «Вымпелком» по России на 6 млн абонентов и по СНГ — на 22,5 млн, то в январе отрыв составил 16 млн и 35 млн абонентов соответственно.

Игорь Королев